Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Доклад Н.В.Смирнова на заседании Правительства (24.07.2002)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://minfin.cap.ru/

Доклад министра финансов Чувашской Республики Н.В.Смирнова на расширенном заседании Кабинета Министров Чувашской Республики 24 июля 2002 года

Уважаемый Президент, уважаемые члены Правительства, приглашенные!

Разрешите проинформировать, что бюджетные программы за I полугодие выполняются в плановом режиме, и надеюсь, что до конца года не предвидится никаких неожиданных явлений.

Консолидированный бюджет по доходной части исполнен на 54%, что составляет 4,3 млрд. рублей. Это на 48% выше, чем за соответствующий период прошлого года. В том числе из федерального бюджета в виде финансовой помощи получено 2 млрд. рублей, что составляет 56% от годовых назначений. То есть получили авансом порядка 350 млн. рублей ресурсов, что, конечно же, свидетельствует о конструктивной работе Президента и Правительства республики с федеральным центром.

По собственным доходам бюджет исполняется в большей степени за счет реструктуризации недоимок – напомню, что она проведена в общей сложности по 1048 предприятиям на общую сумму обязательных налоговых платежей 2,5 млрд. рублей.

Наиболее устойчиво поступает корпоративный налог на прибыль предприятий – 55% к годовому плану. Снижение ставки до 24% все-таки достигает цели. Налог на доходы физических лиц поступил на 57% от годового прогноза – в этом случае сказалась не только либерализация шкалы налогообложения, но и меры по повышению зарплаты бюджетникам. Как вы знаете, они увеличены в 1,89 раза еще с 1 декабря 2001 года.

Значительно опережают поступления налога на имущество, что связано с переоценкой основных фондов некоторыми крупными компаниями.

В то же время в больших суммах недопоступает налог с продаж, что объясняется переходом значительного числа плательщиков на уплату налога на вмененный доход. Хотя по последнему виду доходов поступления перевыполняются, но они не полностью перекрывают сумму недопоступлений налога с продаж. Мы надеемся, со снижением налоговой нагрузки в следующем году увеличится легализация доходов малого предпринимательства, и бюджет получит устойчивые поступления доходов даже при низких ставках, аналогично налогу на доходы физических лиц.

Несколько улучшилось поступление налогов в дорожный фонд. Правительство республики в этом году, в отличие от федерального Правительства, самостоятельно провело реструктуризацию этого налога по более 400 предприятиям. Тем не менее отставание первого квартала пока не перекрыли – за полугодие поступило 38%. Но налог целевой, он полностью расходуется на развитие дорог, а их надо строить летом.

В целом, как было сказано выше, налоги поступают в плановом режиме. Недоимка по консолидированному бюджету в сравнении с началом года сократилась наполовину, и она составляет всего около 80 млн. рублей.

В таких условиях при дефиците республиканского бюджета в 361 млн. рублей Минфин республики занимал более умеренную позицию в долговой политике. Заимствования на покрытие дефицита бюджета составили только 140 млн. рублей, и то в том числе за счет беспроцентных бюджетных ссуд из федерального бюджета в сумме 70 млн. рублей. Сообщу, что Министерство финансов России зарегистрировало государственные ценные бумаги Чувашской Республики на сумму 254 млн. рублей. В том числе жилищные облигации – 114 млн. рублей, облигации с переменным купонным доходом – 140 млн. рублей. В настоящее время идет торговля указанными бумагами, и 44% бумаг уже размещены среди инвесторов, включая физических лиц. Следует отметить, долговые обязательства Правительства Чувашской Республики имеют высокий уровень доверия и ликвидности, поэтому, думаю, как и в прошлые годы, они будут размещены на рынке полностью, хотя по объемам они в разы больше.

Расходная часть консолидированного бюджета исполнена на 49%, в суммовом выражении это составляет 4,3 млрд. рублей.

Естественно, здесь выполняются приоритеты – социально-культурная сфера профинансирована более чем на 50%, особенно больше денег направлено на образование в связи с отпускной кампанией педагогов.

Активно шла работа по ликвидации кредиторки за потребленные энергоресурсы, по разделу ЖКХ исполнение расходной части составляет 58%. Правительство дополнительно помогло бюджетам районов и городов на погашение долгов, направлено более 100 млн. рублей.

Высокими темпами осуществляется финансирование работ по развитию общественной инфраструктуры: по газификации, строительству социального жилья, дорог, общеобразовательных школ. За 6 месяцев т.г. лимиты по капстроительству профинансированы почти на 60%.

Большие средства вложены в поддержку агропромышленного комплекса. На проведение весенне-полевых работ привлечено льготных кредитов около 300 млн. рублей. Как известно, основную долю процентных расходов берет на себя Правительство республики.

Более прозрачна стала система межбюджетных отношений с органами местного самоуправления. Разграничение сфер финансовой ответственности приносит свои результаты. С одной стороны, республиканская казна своевременно и в полном объеме перечисляет местным бюджетам трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности, т.е. покрывает разрыв между доходами и расходами для осуществления функций, закрепленных за органами местного самоуправления. С другой, полностью целевым назначением передает средства на реализацию федеральных законов, таких наиболее важных, как закон о ветеранах, инвалидах, детских пособиях, методлитературе и многое другое.

С этого года все бюджеты районов и городов переведены на казначейское исполнение. На сегодняшний день в Управлении казначейства и финансовых отделах Минфина республики открыто 576 лицевых счетов. Кроме того, по 115 бюджетным учреждениям, финансируемым из республиканского бюджета, ведется учет средств от предпринимательской деятельности. За полугодие более 90% закупок в счет государственных нужд осуществлено через тендер. Таким образом, расходование бюджетных средств осуществляется полностью под контролем Правительства.

Кроме того, Минфин республики усилил последующий контроль за целевым использованием бюджетных средств. За полугодие проведено 47 проверок, в том числе 4 комплексных проверки составления и исполнения бюджетов районов и городов. Результаты показывают, что в некоторых районах есть пока нецелевое использование средств бюджета.

Если подытожить, Правительство республики сегодня обеспечивает сбалансированность ресурсов и обязательств, являющуюся стабилизатором социально-экономических отношений между обществом и властью, а также эффективное и подконтрольное расходование государственных средств.

Вместе с тем, как обычно это бывает, когда дела идут нормально, несколько притупляются, забываются прошлые проблемы, и появляется благодушие. Но, к сожалению, есть тревожные симптомы. В некоторых отраслях намечается снижение темпов роста производства. (Министр экономики охарактеризовала происходящие процессы на предприятиях республики.

С одной стороны, сегодня бюджет не испытывает проблем с финансированием своих финансовых обязательств, но, с другой стороны, доходы идут в бюджет за счет ранее накопленных недоимок, т.е. за счет реструктуризации. Анализ показывает, что из 31 крупного предприятия- налогоплательщика, по которым осуществляется мониторинг, за полугодие т.г. в сравнении с тем же периодом прошлого года около половины предприятий начислили налоги меньше.

Конечно же, такое явление малый бизнес не сможет перекрыть. Поэтому если пойдет так же, мы можем испытать серьезные проблемы в своем развитии. Правительству, Минэкономразвития, Минпромышленности срочно необходимо разобраться в этой ситуации. Тем более что на следующий год мы строим весьма амбициозные планы.

Правительство республики в отношении бизнеса всегда не только предоставляло понятные правила игры, создавая у деловых кругов уверенность в стабильности и предсказуемости, но и активно шло на разного рода преференции. Сегодня нет прошлых сложностей, значительно снижена налоговая нагрузка, нет серьезных причин для отставания.

Я говорил, что мы произвели реструктуризацию по налогу на пользователей автодорог. А вот “Чувашэнерго”, несмотря на индивидуально для него принятое решение, с большими льготными условиями, такую реструктуризацию не сделало. А у него в недоимках 50 млн. рублей, это 20 км. дорог! Как можно в этих условиях амбициозно решать вопросы развития общественной инфраструктуры?

Очень хорошо, что прекратились очереди за бюджетными вливаниями со стороны органов местного самоуправления. Я считаю, отсутствие такой очереди – это показатель качества работы Правительства.

Теперь обнажаются совершенно другие проблемы. Оказывается, деньги тоже надо уметь использовать. В Алатырском районе остатки неиспользованных средств на 1 июля т.г. превысили оборотную кассовую наличность в 3,5 раза, это ни много ни мало – 4,6 млн. рублей. В Батыревском районе такое превышение составило 3,7 раза, в Ибресинском – 3 раза, в г. Канаш – 3,6 раза, в Моргаушском – 2,5 раза, в Чебоксарском районе аж 8 раз – 29 млн. рублей. О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что бюджетные программы в перечисленных районах и городах выполняются со значительным отставанием, что закупки в счет муниципальных нужд осуществляются с опозданием, создавая неплатежи в экономике. Это – плохое управление финансами.

В таких условиях вряд ли выйдут местные бюджеты на полное погашение своих долгов к 1 октября. Помните, мы принимали такое решение на одном из расширенных заседаний Правительства республики. Также вспомните, Правительство Чувашии в рамках реформирования общественных финансов обязалось к 1 октября 2001 года полностью ликвидировать долги по республиканскому бюджету. Так оно и сделало. Также надо подтянуться органам местного самоуправления.

В некоторых районах и городах ситуация проблемная. По г. Алатырь на 1 января 2002 года долг составлял 22,8 млн. рублей, а на 1 июля – 23, т.е. идет рост. По г. Чебоксары тоже рост: на 1 января было 122 млн. рублей, на 1 июня – 174 млн. рублей. Большие долги в г. Новочебоксарске – 52 млн. рублей. В то же время значительно снижены долги в Батыревском районе (наполовину), Цивильском, Ядринском районах.

Особо беспокоят долги по топливно-энергетическим ресурсам, подготовке к зиме. Города Алатырь, Канаш, Шумерля не проплачивают даже текущие платежи. В чем причина?

Мы в бюджете предусмотрели рост тарифов на энергоресурсы на 60%. Фактически был рост примерно на 44-45%. Резерв есть. Деньги есть. Почему не проплачиваются платежи в районах, абсолютно непонятная ситуация.

Не достигли федеральных стандартов в жилищно-коммунальной сфере Вурнарский, Красноармейский. Красночетайский, Цивильский районы, г. Новочебоксарск. Я еще раз объясняю, это путь в никуда. Бюджет платит по стандарту, а недоплата населения до стандарта тяжелым бременем ложится на предприятия ЖКХ. Сегодня государство берет на себя обязательство защищать малообеспеченные категории населения и направляет на жилищные субсидии 300 млн. рублей. То есть государство направляет эти государственные средства не на затраты ЖКХ, это неэффективно, а через граждан. На сегодня, к сожалению, использовано только около 120 млн. рублей.

На следующий год предусматривается уже 450 млн. рублей, в полтора раза больше, чем в этом году. Субсидии пойдут не на отрасль в виде дотаций, а гражданам, которые, сами оплачивая услуги ЖКХ, более требовательно будут относиться к качеству жилищно-коммунальных услуг. Это грамотное управление общественными финансами.

Задачи на следующий год Президентом Чувашии уже обозначены, еще 30 апреля текущего года был принят указ об основных направлениях бюджетной политики на 2003 год. Это в первую очередь формирование качественного бюджета, нацеленного не только на своевременное выполнение финансовых обязательств государства, но прежде всего на развитие. Поэтому сегодня надо выделять приоритеты, а не распыляться. Иначе ничего не получится. Важными приоритетами являются объекты общественной инфраструктуры, чего требуют не только граждане, но и бизнес, строительство дорог, жилья, газификация. Чтобы реализовать эти программы, надо искать резервы, правильно расставить акценты, грамотно управлять государственными финансами.

Сейчас в республике идет второй этап реализации проекта МБРР по реформированию общественных финансов. По этой программе также особое внимание уделяется жилищно-коммунальному хозяйству, мониторингу доходов, расходной части. Мы к 1 октября должны отчитаться перед экспертами МБРР. Задача очень трудная. Но это помогает повысить качество управления финансами. Такую же задачу надо взять на себя и районам, тогда ни у кого не будет долгов.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика