Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 г. на территории Цивильского, Чебоксарского, Ядринского, части Козьмодемьянского, Тетюшского, Буинского и Курмышского уездов была образована в составе РСФСР Чувашская автономная область с центром в г. Чебоксары.
Ревком Чувашской автономной области приступил к работе 6 июля 1920 г. и на первом же своем заседании принял решение об образовании основных структурных подразделений Ревкома, среди которых был и финансовый отдел. На следующий день ревком утвердил его первого заведующего - Н.А. Бочарова. Однако реально свою деятельность отдел смог развернуть лишь с 23 июля, после слияния Чебоксарского уездного финансового отдела и Центральной сберегательной кассы № 457 Чебоксарского уездного казначейства, которые послужили материальной и кадровой базой для нового органа.
В течение июля-сентября ревком осуществлял прием всей территории, отнесенной к области согласно постановлению ВЦИК. В первую очередь подлежали приему “а) денежные суммы и кредиты с наличностью с 1 июля, которые предназначались отходящим волостям; б) движимое и недвижимое имущество, как то: всевозможные промышленные предприятия, здания, склады и всякого рода материалы…”. В связи с этим на молодой финансовый отдел легла основная тяжесть в реализации поставленной задачи.
В первые же дни своего существования облфинотдел столкнулся с рядом сложнейших проблем, главными из которых были отсутствие специалистов и денежной наличности. Понимая тщетность каких-либо усилий по налаживанию экономики вновь созданного государственного образования в условиях царившей хозяйственной разрухи, финансовый отдел Чувашской АО уже в октябре 1920 г. предложил ревкому ввести на территории области первый местный налог - “с дохода, получаемого от пользования земельными имуществами”. Ревком утвердил общую сумму дохода от налога в размере 140 млн. рублей, а также инструкцию по взиманию налога и разверстку по уездам области: Чебоксарский - 36 млн. рублей, Цивильский - 58,5 млн. рублей, Ядринский - 45,5 млн. рублей.
Важной мерой в этот сложный экономический период стало издание ревкомом приказа от 26 октября 1920 г. “о единстве кассы области”, согласно которому “вся денежная наличность, составляющаяся из сумм Государственных местных налогов и сборов, разного рода выручки от продажи изделий, продуктов, имущества и материалов, квартирной платы, платы за провозы и т.п., а также остатков невыданного содержания, красноармейских пайков и всякого рода других подобных сумм, должна вноситься в кассы облфинотдела или уфинотделов по принадлежности, а не храниться в учреждениях или у должностных лиц, и тем более не должна поступать в расход, как оборотные средства”. Одновременно было запрещено местным уисполкомам и волисполкомам взимание каких-либо налогов и сборов “на предмет удовлетворения местных нужд”.
Тогда же проявился и “классовый подход” в решении финансовых проблем местных органов власти. Так, “в случаях, если местные органы Советской власти найдут возможным переложить большую часть налога на кулаков и спекулянтов, то таковое нарушение … инструкция допускает”.
В ноябре был созван I учредительный съезд Советов Чувашской автономной области. Последний день его работы - 11 ноября, - завершился избранием Исполнительного комитета Советов Чувашской автономной области. Состоявшийся 13 ноября 1920 г. пленум областного исполнительного комитета избрал Президиум, а 28 ноября на очередном заседании Пленума облисполкома было закреплено распределение должностей заведующих областными отделами между членами облисполкома. Заведующим областным финансовым отделом был назначен И.А. Крынецкий, который приступил к работе уже 2 декабря.
8 августа 1921 г. в газете “Известия Чувашской АО” были впервые обнародованы данные о расходной части бюджета молодой автономной области. Так, общая сумма ее расходов составила более 10,5 млрд. рублей. Распределение расходов по отдельным статьям бюджета в то время было сделано не по отраслям народного хозяйства, а по областным органам управления, которые отвечали за целевое расходование средств на нужды экономического и социально-культурного развития Чувашии. В процентном соотношении на первом месте стоял областной коммунальный отдел (25,5 %), за ним следовали отдел народного образования (25,2 %), земельный отдел (15,2 %), совет народного хозяйства (17,2 %), областной исполнительный комитет (6,2 %). Чуть больше одного процента расходовалось на здравоохранение и связь.
Тяжелое экономическое положение, в котором оказалась Чувашская АО в результате послевоенной разрухи и голода 1921-1922 гг. вынуждали руководство области постоянно обращаться за помощью Центра. В этот сложный экономический период Наркомат финансов РСФСР использовал различные формы бюджетного регулирования, в том числе налоговые, а также прямую помощь в виде субвенций, субсидий, дотаций и через образование фондов регулирования. Такое разнообразие форм бюджетного регулирования социально-экономического развития территории в 20-е гг. в России позволило успешно решать проблемы комплексного развития административно-территориальных единиц, постепенного повышения жизненного уровня населения.
21 апреля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. Принятое в его развитие постановление ВЦИК и СНК РСФСР “О государственном устройстве Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики” от 15 июня 1925 г. устанавливало принципы построения “аппарата государственной власти”, который организовывался “из местных Советов, их съездов и исполнительных комитетов, Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров”. Для “управления делами Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики” учреждались народные комиссариаты, в том числе финансов. Создание республиканских наркоматов осуществлялось в соответствии с решением Исполнительного Комитета Советов Чувашской АССР от 30 июля 1925 г., который постановил “переименовать существующие отделы исполкома в наркоматы с передачей им всех функций последних”. Процесс формирования правительства республики был окончательно завершен на пленуме ЦИК Чувашской АССР, рассмотревшим вопрос “О сконструировании Правительства Автономной Чувашской Социалистической Советской Республики”. Решением пленума был утвержден персональный состав Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР, куда на правах члена правительства вошел нарком финансов.
С 1 октября в РСФСР была введена единая для всех финансовых органов типовая структура. Для наркоматов финансов автономных республик устанавливались следующие подразделения: Общее управление с отделами: общим и финансово-материальным; Налоговое управление с отделами: учетно-инструкторским, прямых налогов, косвенных налогов, единого сельхозналога; Управление местных финансов с отделами: сметным и счетным; Управление неналоговых доходов с отделами: торгово-промышленным, лесным, государственных имуществ; Бюджетное управление с отделами: сметно-бюджетным и кассовой отчетности; Финансово-контрольное управление с отделами: контрольным и бухгалтерским; Приходно-расходная касса с отделами: операционной бухгалтерии, окладного счетоводства и кассой; Валютный отдел. Кроме вновь созданного Наркомата финансов система финансовых органов Чувашии была представлена 5 уездными финансовыми отделами: Батыревским, Цивильским, Чебоксарским, Ядринским и Ново-Алатырским; 12 фининспекторскими участками, 2 косучастками и 61 волостной финчастью. В учреждениях финансов республики работало 272 сотрудника, причем 185 из них были из числа коренного населения. 22 сентября 1925 г. Исполком Советов ЧАССР утвердил наркомом финансов Т.Л. Лаврентьева.
В январе 1926 г. на I съезде Советов Чувашской АССР был утвержден первый республиканский бюджет. Его доходная часть была составлена из расчета “воспособлений Центра” в размере 2,7 млн. рублей и собственных доходов в размере 1,2 млн. рублей. В расходной части бюджета первое место занимало народное образование (30,4 %), затем шли затраты на управление (23,8 %), коммунальное хозяйство (10,6 %), здравоохранение (10,3 %), сельское хозяйство (7 %). Прочие расходы составили 14,9 %.
Этот же съезд 31 января 1926 г. принял Конституцию Чувашской АССР, в которой были отражены все новые изменения в государственном устройстве, внесенные постановлением Президиума ВЦИК от 15 июня 1925 г. и уже проведенные в жизнь. Эта система учреждений республики просуществовала до принятия следующей Конституции Чувашской АССР 18 июля 1937 г. На протяжении последующих лет организационные формы правительства и органов исполнительной власти республики существенно не менялись. Лишь 26 марта 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР республиканские наркоматы были переименованы в министерства. При этом их функции не изменились.
Мало что изменилось и после принятия в мае 1978 г. новой Конституции Чувашской АССР. Она несколько расширила функции органов власти и управления республики, но структура и организация их деятельности не претерпела каких-либо коренных изменений. Закрепленная Основным Законом республики система организации государственной власти в Чувашии в целом просуществовала до 1993 г. Начиная с 1989 г. в Конституцию стали вноситься принципиальные изменения и дополнения, которые предопределили современное общественно-политическое устройство Чувашии, реорганизацию структуры государственной власти и управления.
В декабре 1993 г. в соответствии с Законами Чувашской ССР “О Президенте Чувашской ССР” и “О выборах Президента Чувашской ССР” Чувашия стала президентской республикой. Первый Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров своим указом от 1 февраля 1994 г. утвердил новую структуру ее органов исполнительной власти, в которую также вошло Министерство финансов.
В соответствии с Положением Минфин Чувашии является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в Чувашской республике и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
В середине 90-х гг. в неблагоприятных условиях экономики переходного периода, проявившихся в спаде промышленного и сельскохозяйственного производства, финансового кризиса, заметном снижении инвестиционной активности, сохранения нерациональной структуры народного хозяйства, снижении уровня жизни отдельных групп населения, резким ухудшением платежеспособности предприятий, сохранением высокого уровня инфляции деятельность Правительства Республики была сконцентрирована на стабилизации экономического положения республики.
Главным направлением явилось создание условий для конкурентоспособности Чувашской Республики. Инвестиционно-финансовая, налогово-бюджетная политика была направлена на увеличение и эффективное использование собственных финансовых средств республики, создание благоприятного климата для предпринимательской деятельности и инвестиционной активности. Одновременно происходило реформирование и совершенствование межбюджетных взаимоотношений, новые формы которых способствовали усилению мобилизующей роли бюджета в социально-экономическом развитии и обеспечению более стабильных и единых правил при распределении финансовых ресурсов.
Органами власти республики принимались меры по созданию устойчивой доходной базы, проведению своевременных расчетов в отраслях экономики путем жесткого налогового администрирования с одновременным осуществлением мер государственной поддержки отраслей промышленности, строительства, сельскохозяйственного производства, сферы услуг.
В этих условиях Министерством финансов и его органами на местах разрабатывались и вносились актуальные и смелые проекты указов Президента Чувашской Республики и решений правительства республики, законодательные проекты, направленные на преодоление экономических и финансовых трудностей.
В частности, в целях устойчивого развития экономики, успешного проведения социальной политики, прежде всего в области образования, культуры, здравоохранения Министерством финансов Чувашской Республики подготовлены проекты Указов Президента Чувашской Республики “О мерах по финансовому оздоровлению и развитию экономики Чувашской Республики” (№ 21 от 16 февраля 1998 г.) и “О чрезвычайных мерах по финансово-экономическому оздоровлению организаций и усилению бюджетно-налоговой дисциплины” (№ 69 от 1 июня 1998 г.).
В рамках работы по совершенствованию налоговой системы были введены налоговые посты, сыгравшие большую роль в обеспечении погашения задолженности предприятий-недоимщиков перед бюджетом денежными средствами. Это решение позволило в 1998 г. дополнительно мобилизовать денежных средств в бюджет в объеме 78,6 млн. рублей.
В целях развития товарных рынков республики, ускорения торгового оборота и расчетов в народном хозяйстве, а также реализации программ социально-экономического развития республики Министерством финансов Чувашской республики разработана технология использования возможностей нового сегмента финансового рынка – складских свидетельств, которая введена в действие Указом Президента Чувашской республики от 30 марта 1998 г. №36 “Об использовании в народном хозяйстве Чувашской республики складских свидетельств, что позволило существенно решить проблему расчетов в условиях дефицита платежных средств.
Наряду с жесткими мерами налогового администрирования Министерством финансов в рамках бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Чувашской республики оказывались значительные меры государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, отдельным юридическим лицам для развития производства, создания рабочих мест, пополнения оборотных средств в виде бюджетных кредитов, налоговых преференций, гарантий республиканского бюджета для привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета, банковских кредитов.
Так, за период с 1998 г. по настоящее время предоставлены бюджетные кредиты 39 организациям на сумму 76,9 млн. рублей, 133 организациям – государственные гарантии на сумму обязательств перед финансово-кредитными учреждениями на 417,9 млн. рублей
В 1995-1997 гг. практиковалось предоставление товарных кредитов агропромышленному комплексу. За указанный период под гарантии республиканского бюджета Чувашской Республики предоставлено также кредитов на 137,5 млн. рублей.
С 1997 г. создан специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях. Хозяйствами республики получено на весенне-полевые работы из специального фонда 147,8 млн. рублей.
Деятельность Министерства финансов республики осуществляется исходя из ясного понимания того, что нельзя ограничиваться выполнением только основных базовых функций – финансовым обеспечением текущего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, здравоохранения, защитой наиболее обездоленных, обеспечением правопорядка, а активно наращивать бюджет развития, изыскивать ресурсы для государственных инвестиций.
Поэтому была разработана программа по использованию в республике системы долговых обязательств. В предыдущие три года для строительства социального жилья, объектов инфраструктуры было эмитировано, выпущено в обращение векселя Минфина республики, складские свидетельства, жилищные, купонные, сельские облигации, ГДО (государственные долговые обязательства – аналогия ГКО), различные долговые обязательства предприятий около 700 млн.рублей. Кроме того привлечено коммерческих кредитов и бюджетных ссуд порядка 600 млн.рублей. В том числе за период с 1998 г. по настоящее время привлечены в строительство социального жилья средства населения в виде жилищных облигаций на сумму 154,4 млн.рублей, из них в текущем году – на 65,2 млн.рублей, выданы ипотечные кредиты на строительство и приобретение жилья 1003 заемщикам на 89,6 млн.рублей.
Министерство принимало активное участие в разработке Закона Чувашской Республики “Об инвестиционной деятельности Чувашской Республики”, в котором определены правовые нормы применения налоговых льгот для стимулирования инвестиционной активности всех субъектов хозяйственной деятельности.
В соответствии с указанным законом юридические лица, привлекающие инвестиции в самых разных формах, включая заемные, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта освобождаются от уплаты налогов на прибыль и имущество в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской республики.
Все это позволило новаторски использовать систему государственных заказов для стимулирования бизнеса. Предприятия избавились от недоимок и ранее неликвидных товаров.
Таким образом была создана инфраструктура, приведшая к развитию рынков в Чувашии, в том числе рынка ценных бумаг.
Чтобы ситуация была управляемой, одновременно была создана система управления государственным долгом. Для этого по проекту, разработанному Минфином Чувашии, принят Закон Чувашской Республики от 7 июля 1998 г. №18 “О государственном внутреннем долге Чувашской Республики”. В соответствии с этим законом обслуживание государственного внутреннего долга Чувашской Республики посредством размещения долговых обязательств, их погашения, выплаты доходов в виде процентов по ним или в иной форме осуществляется Министерством финансов Чувашской Республики.
Дальнейшая деятельность Министерства по совершенствованию налоговой системы привела к тому, что 23 июля 2001 г. был принят Закон “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации”. Многогранный комплекс активных мер по стабилизации и региональному управлению общественными финансами позволили все предыдущие годы поддерживать и развивать жизнеобеспечивающие и налогообразующие отрасли народного хозяйства, предпринимательскую деятельность, упорядочить и сохранить сеть организаций социально-культурной сферы на уровне минимально необходимых. Наряду с этим уделялось серьезное внимание осуществлению контроля за эффективным и рациональным расходованием бюджетных средств.
В связи с тем, что в 1998 г. аппарат Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Чувашской республике был выделен из системы финорганов Чувашской Республики в самостоятельную службу назрела необходимость в образовании в составе Министерства финансов Чувашской Республики структурного подразделения, осуществляющего последующий финансовый контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Для этого в Министерстве финансов Чувашской Республики был создан отдел финансового контроля и ревизий (с 05.01.2001 преобразован в отдел финансового контроля финансового контроля). Кроме того, введены штатные единицы специалистов по финансовому контролю во всех финансовых отделах в районах и городах республики
За период с 1999 г. по настоящее время отделом финансового контроля Минфина проведено 109 финансовых проверок в организациях и 22 комплексные проверки правильности составления и исполнения бюджетов районов и городов республики. Проверками выявлены и восстановлены в соответствующие бюджеты нецелевые расходы на 25.2 млн.рублей. Специалистами финансовых отделов Минфина в районах и городах за указанный период проведено 916 проверок, в ходе которых выявлены и восстановлены нецелевые расходы бюджетов на сумму 6.3 млн. рублей.
Результатом целенаправленной и эффективной проводимой Правительством Чувашской Республики налогово-бюджетной политики стало участие нашей республики в Проекте Международного банка реконструкции и развития “Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне” в числе 6 регионов по итогам оценки кредитоспособности и качества управления бюджетами 53 субъектов Российской Федерации.
Проект МБРР “Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне” направлен на повышение эффективности деятельности региональных и местных органов власти и управления по стимулированию экономического развития и предоставлению населению общественных (бюджетных) услуг.
В рамках реализации данного проекта в течение 2000 г. в Чувашской Республике независимыми экспертами была произведены диагностика финансового состояния и качества управления региональными финансами.
Проведенная работа по диагностике финансового состояния и качества управления региональными финансами в республике и обзор бюджетных расходов за ряд последних лет, позволили тщательно изучить возможные пути реформирования региональных финансов и подготовить Программу реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике, включающая в себя подпрограммы:
“Республиканская информационно-аналитическая система”;
“Здоровый ребенок”;
“Снижение издержек на теплообеспечение организаций бюджетной сферы и муниципального жилья”;
“Реформирование управления расходами на социальную защиту в Чувашской Республике на 2001-2003 годы”.
Целью Программы является активизация процесса финансового оздоровления Чувашской Республики через создание институциональных, кадровых, технологических, организационных возможностей республиканских и местных властей для выработки и проведения ответственной и эффективной бюджетной политики, повышения контроля и ответственности за расходованием бюджетных средств.
В рамках реализации данной Программы с 1 января 2001 г. введена казначейская система исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики. Создание Управления Казначейства Министерства финансов Чувашской Республики прежде всего направлена на улучшение состояния общественных финансов республики, повышение эффективности управления ими и преследует цели:
- обеспечение централизации всех бюджетных средств в рамках всей сферы республиканского бюджета ЧР независимо от их местонахождения на едином счете Министерства финансов Чувашской Республики;
- централизация всей информации о платежах каждого бюджетополучателя;
- организация текущего контроля и предотвращения нецелевых расходов республиканского бюджета на этапе проведения платежного поручения бюджетополучателя.
Следующим этапом реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике являлась разработка и принятие пакета необходимых законодательных и нормативных документов. Только в течение 2001 г. было принято более 30 республиканских законов, регламентирующих реализацию мероприятий по повышению эффективности финансовой системы и порядок представления и социальных льгот населению.
Благодаря этим мерам, в 2001 г. собственные доходы консолидированного бюджета Чувашской республики составили в сумме 3810247,7 тыс. рублей или 108,1 процента к уточнённым годовым назначениям, в том числе налоговые доходы – 3094586,4 тыс. рублей (108,6 процента), неналоговые доходы – 251406,3 тыс. рублей (114,3 процента), доходы целевых бюджетных фондов – 464255,0 тыс. рублей (101,9 процента).
Важнейшим фактором качественного исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики явилось обеспечение поступления налоговых платежей исключительно в денежной форме.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики проведена реструктуризация задолженности по обязательным платежам в бюджет по 1057 организациям республики на общую сумму 2526 млн. рублей, в том числе по региональным и местным налогам и сборам - 582 организации на сумму 85929 тыс. рублей, из них по пеням и штрафам на сумму 53089 тыс. рублей. В результате этой работы и других мер налогового администрирования недоимка по налоговым платежам в бюджет Чувашской Республики на 01.01.2002 снижена с начала года на 61,1 процента и составила 164960 тыс. рублей, в том числе в республиканский бюджет Чувашской Республики - 86500,8 тыс. рублей.
По итогам 2001 г. наибольшую мобилизацию собственных доходов (без учета целевых бюджетных фондов) обеспечили такие районы, как Красноармейский (187,2 процента), Чебоксарский (166,9 процента), Аликовский (160,9 процента), Марпосадский (139,4 процента), Цивильский (130,7 процента) и города Алатырь (170,1 процента) и Новочебоксарск (144,5 процента).
Существенно снижена с начала года недоимка по налоговым платежам в бюджеты районов: Шумерлинского (на 92,4 процента), Порецкого (на 81,9 процента), Ибресинского (на 73,3 процента), Аликовского (на 72,4 процента), Вурнарского (на 70,6 процента), Марпосадского (на 68 процента), Цивильского (на 61,2 процента) и городов: Канаш (на 92,5 процента), Новочебоксарск (на 89,5 процента), Алатырь (на 66,3 процента).
Из федерального бюджета всего получено безвозмездных перечислений в сумме 2486,0 млн. рублей, что в 3,3 раза выше, чем в 2000 г.
Проводилась целенаправленная работа по мобилизации дополнительных финансовых источников для покрытия временных кассовых на финансирование сезонных работ и покрытия дефицита доходов, учтенного для финансирования республиканских инвестиционных программ.
В частности, привлечены кредитные ресурсы банков, эмитированы и размещены республиканские жилищные облигации, облигации республиканского займа с переменным купонным доходом
За 2001 год расходная часть консолидированного бюджета Чувашской Республики профинансирована на 6231,6млн. рублей, или 103,9 процента к прогнозу на год).
При этом обеспечено полное финансирование всех запланированных расходных статей бюджета. Наиболее важными и приоритетными статьями бюджетов были своевременное выполнение финансовых обязательств перед гражданами - это выплаты заработной платы, детских пособий и других социальных трансфертов населению.
На содержание учреждений социально-культурной сферы и проведение мероприятий Правительства Чувашской Республики в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и социальной защиты в 2001 г. из консолидированного бюджета Чувашской Республики было направлено 3044123,5 тыс. рублей, в том числе:
расходы по разделу “Образование” составили 1366597,5 тыс. рублей,
расходы по разделу “Культура, искусство и кинематография” - 150751,5 тыс. рублей,
расходы по разделу “Средства массовой информации” - 16727,7 тыс. рублей,
расходы по разделу “Здравоохранение, физическая культура и кинематография” - 691137,4 тыс. рублей,
расходы по разделу “Социальная политика” - 818909,4тыс .рублей.
В декабре 2001 г. в республике была начата выплата заработной платы работникам бюджетной сферы с увеличением в 1,89 раза.
За счёт средств республиканского бюджета ежегодно осуществляется централизованное обеспечение учебниками образовательных учреждений. Кроме того, на поддержку национального книгоиздания из бюджета Чувашской Республики Чувашскому книжному издательству в 2001 г. выделено 1833,2 тыс. рублей. На эти средства издано 58 названий социально-значимой литературы тиражом 269,9 тыс. экземпляров.
В рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики “О государственной поддержке восстановления храмов, мечетей и иных культовых сооружений” из республиканского бюджета Чувашской Республики выделялись бюджетные средства на поддержку культовых учреждений. В результате в республике восстановлены памятники архитектуры XXVIII и XIX веков, в том числе дом купца Кадомцева (г.Чебоксары), дом Н.И.Лобачевского (г.Козловка), культовые сооружения: Свято-Троицкий монастырь, Успенская церковь, церковь Михаила Архангела (г.Чебоксары), Никольская церковь, церковь .
В целях сохранения и развития культуры полностью обновлен и обустроен музей М.Сеспеля в Канашском районе. Построен уникальный комплекс и обновлена композиция музея космонавтики в с.Шоршелы Марпосадского района.
В рамках реализации программ по совершенствованию медицинской помощи населению в составе ГУЗ “Республиканский наркологический диспансер” открыт реабилитационный центр на 50 мест и введен в эксплуатацию новый корпус ГУЗ “Республиканский онкологический центр” на 400 посещений, на содержание которых дополнительно выделено соответственно 629,0 тыс. рублей и 1694,3 тыс. рублей.
На выплату ежемесячных пожизненных пособий выдающимся спортсменам “за особые заслуги в развитии физической культуры и спорта Чувашской Республики Республике”, а также ежегодных государственных стипендий для молодых перспективных спортсменов из республиканского бюджета Чувашской Республики направлено 468,4 тыс. рублей.
Кроме этого в 2001 г. значительно усилена работа по оказанию адресной социальной помощи населению, проработаны механизмы их предоставления.
В частности, в соответствии с действующими Указами Президента и правительства Чувашской Республики осуществлены выплаты через бюджеты районов и городов :
компенсаций на продовольственные товары детям граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС бюджетам районов и городов в сумме 47,7 тыс. рублей;
пособий по беременности и родам, а также ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам, признанным в установленном порядке безработными, и некоторым другим категориям женщин – 6791,0 тыс рублей;
на оказание материальной помощи малообеспеченным пожилым гражданам – 800,0 тыс. рублей.
на оказание материальной помощи военнослужащим и их семьям, пострадавшим в результате вооруженных столкновений на территории Северного Кавказа, а также на других территориях Российской Федерации и стран СНГ, отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации – 162,0 тыс. рублей.
Объем расходов на предоставление льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах” в 2001 г. составил 362,0 млн. рублей, на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” – 84,1 млн. рублей, это соответственно в 5,2 раза и в 3,7 раза больше, чем в 2000 г..
Расходы на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в 2001 г. составили 75,2 млн. рублей, что в 2,7 раза больше, чем в 2000 г.
Как все предыдущие годы, особое внимание в 2001 г. обращалось отраслям народного хозяйства, которые оказывают жизненно необходимые услуги населению. В приоритетном порядке решались вопросы обеспечения жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы топливно-энергетическими ресурсами.
Из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам районов и городов на компенсацию населению затрат по газификации индивидуальных жилых домов в 2001 г. направлено 8846,6 тыс. рублей .
Благодаря проводимой в республике рациональной, взвешенной и прозрачной бюджетно-налоговой, долговой политики, безусловному выполнению условий Соглашений, заключаемых ежегодно, начиная с 1998 г., между Правительствами Российской Федерации и Чувашской Республики об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Чувашской Республики за счет средств федерального бюджета, сложились благоприятные тенденции в части оказания из федерального бюджета финансовой помощи бюджету республики.
Так, объем средств финансовой помощи, оказываемой бюджету Чувашской Республики, возрастает в опережающих темпах, чем общий объем Фонда финансовой помощи регионам по Российской Федерации. Если на 1999 год объем ФФПР по России к 1998 г. составил 86.1%, то по Чувашской Республике он определен с ростом на 16.2 процента; по 2000 г. указанные темпы составили 1.7 к 1.2; На 2001 год объем финансовой помощи бюджету Чувашской Республики увеличился в 2.7 раза при росте ФФПР в целом по России в 2.4 раза, на 2002 год – соответственно, в 1.8 и 1.5 раза.
Складывающаяся положительная динамика социально-экономического развития в республике и хорошие бюджетные взаимоотношения с федеральным центром свидетельствуют о макроэкономической стабильности, которая позволяет сохранять высокие темпы роста инвестиций, улучшать ситуацию в агропромышленном комплексе, увеличивать объем розничного товарооборота, налоговых поступлений в республиканский бюджет, и, как следствие, решать социальные проблемы. Основной положительной тенденцией социального развития является рост реальных денежных доходов населения.