Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Доклад о бюджете на 2003 год на заседании Кабинета Министров (28.08.2002)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://minfin.cap.ru/

Доклад министра финансов Н.В.Смирнова “О проекте закона Чувашской Республики “О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год” на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики 28 августа 2002 года

Уважаемый Президент, уважаемые члены Правительства, приглашенные!

Основы налогово-бюджетной политики, утвержденные Президентом Чувашской Республики, нашли отражение в Проекте республиканского бюджета на 2003 год. Проект с соответствующими материалами подготовлен для рассмотрения Правительством республики. После чего они будут внесены для чтения в Госсовет республики. А главное, эти материалы должны использоваться для эффективной работы с федеральными структурами по укреплению наших позиций.

Бюджет сформирован максимально прозрачный. Условие прозрачности будет действовать не только для главных распорядителей средствами республиканского бюджета, но и просто получателей. Распределение финансовой помощи, других средств республиканского бюджета по районам и городам осуществляется в рамках формализованных критериев, чтобы максимально не допускать субъективного подхода при решении этих вопросов.

Прошу обратить внимание, представленные материалы состоят из
нескольких частей. Первый блок вопросов – проект республиканского
бюджета, прогнозный план приватизации, прогноз социально-
экономического развития. Второй блок вопросов – это проект
перспективного финансового плана. Третий проект закона о внесении
изменений в налоговое законодательство Чувашской Республики, что больше
всего связано с изменением налогообложения малого бизнеса. Четвертый -
проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Чувашской Республики и признании утратившими силу отдельных
положений. И пятый – проект бюджета регионального фонда медицинского
страхования. Все эти документы мы должны рассмотреть, и по каждому из
них надо принять решение.

Какие же условия предшествовали формированию бюджета на следующий год? Я просто скажу, что в республике сформирована прочная основа для проведения качественной бюджетной политики и межбюджетных отношений. Для этого созданы необходимые условия. В настоящее время весь бюджетный процесс осуществляется в рамках законодательных формализованных критериев, что повышает эффективность власти всех уровней. В республике внедрена устойчивая и прозрачная система межбюджетных отношений, особенно с органами местного самоуправления. Правительство Чувашии на себя взяло около трех десятков федеральных, так называемых нефинансируемых мандатов, и поэтому сейчас вопросов не возникает ни по детским пособиям, ни по ветеранам и инвалидам. Финансирование идет в рабочем режиме. Таким образом, Чувашия одной из первых в Российской Федерации приступила к прекращению перекладывания бремени расходов этих мандатов на органы местного самоуправления. Закреплена ответственность публичной власти за принимаемые решения.

Чувашия стала одним из первых российских регионов, где обеспечивается максимальная сбалансированность ресурсов и финансовых обязательств. Поэтому в отличие от большинства регионов у нас нет долгов

по социальным трансфертам, не говоря уже о зарплате. Сегодня из Минфина России пришел запрос, ожидается ли в республике к 1 октября задолженность по зарплате. В целом по России это очень острый вопрос, поскольку в некоторых регионах учителя еще не получали даже отпускные. В Чувашии этой проблемы нет. Республиканский бюджет сегодня не имеет текущей кредиторской задолженности.

Чувашской Республике удается лучше справляться не только с текущими вопросами, но и успешно развиваться. В ранг государственной политики поставлено развитие общественной инфраструктуры – газификация, строительство дорог, что не только улучшает жизнь людей, но и способствует ускоренному развитию рынков.

По данным экспертов, в Чувашии достигнут самый высокий рост по качеству управления государственными финансами. Казначейское исполнение бюджета позволяет усилить контроль общества за расходованием государственных средств, об открытости бюджета можно судить по регулярной отчетности в печати. В итоге с учетом проведения рациональной и ответственной финансово-бюджетной политики обеспечивается экономический рост, улучшается финансовое состояние предприятий, есть рост инвестиций в основной капитал, рост реальных доходов населения.

Надо сказать, что на протяжении большей части жизни люди ожидали многого от своих правительств. Например, если вспомнить, каждой семье обещали отдельную квартиру к 2000 году. Но на практике мы наблюдали длительное невыполнение обещаний. Поэтому очень велика важность понимания каждым чиновником того, что хорошее правительство - это не роскошь. Оно жизненно необходимо для развития и улучшения благосостояния людей. Это должно являться главным для каждого чиновника, для членов Правительства при принятии управленческих решений. Правительство должно быть эффективным в использовании имеющегося потенциала для удовлетворения спроса общества. Поэтому основная мысль бюджета — не откладывать на завтра решения приоритетных задач, делать это сегодня, а не через годы обещаний. Газ, дороги, водопровод, канализационные системы — это то, что нужно человеку сегодня, а не завтра.

Основные параметры бюджета сформированы: по доходам 10 193 млн. рублей, по расходам 10 693 млн. рублей. Это с учетом средств предпринимательской деятельности, поскольку с 1 июля 2002 года мы консолидировали все доходы. В доходной части консолидированного бюджета финансовую помощь из федерального бюджета пока прогнозируем в пределах 3 835 млн. рублей. Это 37,6%. Доходы республиканского бюджета – 8 049 млн. рублей, расходы – 8 625 млн. рублей. Дефицит – 576 млн. рублей, или 14,9% от доходной части. (Ограничение бюджетного кодекса - 15%.) Рост доходов и расходов по сравнению с прошлым годом в среднем составляет 20-21%. Прогнозируемый индекс инфляции – 11-12%.

Бюджетный прогноз социально-экономического развития на следующий год сформирован таким образом, чтобы не только осуществлять прямые расходы из бюджета, но и создавать экономические возможности для людей, для развития человека. Решающее значение для этого имеет стабильная макроэкономическая политика и экономический рост. Правительство Чувашии на 2003 год планирует рост валового регионального продукта на 4%, объем промышленной продукции – на 4,4%. В следующем году с учетом инфляции 11-12% реальные располагаемые доходы населения возрастут на 5,8%. Это неплохой показатель.

Конечно, были проблемы по формированию доходной части. Они и сейчас существуют. К примеру, по показателям межбюджетных отношений предстоит еще работа с федеральными министерствами.

А по собственной доходной части проблемы возникли в связи с завершением работ по отмене оборотных налогов. Со следующего года полностью отменяется налог на пользователей автодорог, который служил у нас одним из основных источников образования Дорожного фонда. Что нам предлагают взамен? Принято решение об увеличении на полтора процента с 1 января региональной ставки налога на прибыль - до 18% вместо 16,5%. Это даст примерно 125 млн. рублей. Далее, вводится региональный транспортный налог взамен ранее действующего налога с владельцев транспортных средств, со значительным увеличением ставок. Это составляет 162 млн. рублей. Далее, отказ от централизации на федеральном уровне земельных платежей, 100% будет зачисляться нам. Это нам даст около 78 млн. рублей. Также увеличиваются акцизы на бензин на 45%, это федеральный акциз, и планируется передача 50% этих акцизов в регионы.

Кроме того, значительно, как я уже говорил, меняется система налогообложения малого бизнеса, которая приводит к облегчению налогового бремени, упрощению налогового исчисления. Это тоже вносит коррективы в доходную часть бюджета. Кроме того, отменяется налог на покупку иностранных денежных знаков, хотя это не такая уж большая сумма – минус 3 млн. рублей. При этом индексируются ставки на ликеро-водочные изделия и пиво, что даст дополнительно примерно 78 млн. рублей. Индексируются ставки налога на землю. Но даже с учетом этого формирование полного объема Дорожного фонда остается проблемным. Российская Федерация предусматривает, конечно, дополнительные субсидии. И это должно нам помочь выйти на проектное решение по развитию дорожного строительства.

Все эти изменения предусмотрены в налоговом законодательстве Чувашии, о чем говорится в пояснительной записке к проекту закона о республиканском бюджете на 2003 год. Существенные коррективы вносим в функционирование целевых бюджетных фондов. На следующий год предусмотрено упразднение Фонда социальной защиты, экологического фонда, фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы. При этом планируется сохранение целевой направленности расходов. Но целевым у нас останется Дорожный фонд и фонды борьбы с преступностью.

Как я говорил, по доходной части консолидированного бюджета Чувашской Республики объем финансовых фондов федерального бюджета составляет более 37%.

В основном федеральные средства будут поступать по 6-и каналам.
Главный – Фонд финансовой поддержки регионов на выравнивание бюджетной обеспеченности, от чего в основном и будет зависеть, какие объемы финансовой помощи мы будем получать. Далее идет Фонд компенсации, откуда будут предоставляться средства на выполнение федеральных законов. Это выплата пособий детям, субсидии на реализацию законов по социальной защите инвалидов, чернобыльцев, репрессированных, героев Советского Союза и России и т.д. В отличие от 2002 года у нас отменяются расходы, связанные с выполнением закона о статусе военнослужащих – с 1 июля 2002 года отменены льготы по жилищно-коммунальному хозяйству. Третий фонд – софинансирования социальных расходов, откуда нам будут возмещать частично субсидии на жилищно-коммунальные услуги. Из этого же фонда в 2002 году нам возмещают расходы на повышение ЕТС в бюджетной сфере, но в 2003 году это отменяется. Далее,

мы будем получать средства из Фонда регионального развития на Программу развития регионов. Дальше идут фонд формирования региональных финансов и фонд поддержки дорожного хозяйства. Итого это будет составлять около 3800 млн. рублей.

Расходная часть консолидированного бюджета, как я говорил,
составляет 10 693 млн. рублей. При этом будут соблюдаться определенные
приоритеты по федеральным программам. Среди них – реформа
правоохранительных органов, здесь расходы будут увеличены более чем на 40%, денежное довольствие уже с 1 июля 2002 года увеличено в 2 с лишним раза.

Наряду с этим планируется полнообъемное финансирование на улучшение качества услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Особое внимание будет уделяться проблемам материнства, детства, профилактики здоровья. Должен отметить, что в 2002 году нам удалось значительно поднять уровень финансирования социально-культурных учреждений в 2-2,4 раза. Мы сейчас оплачиваем текущие затраты на коммунальные услуги. Полностью ликвидировали кредиторскую задолженность в республиканских учреждениях. Находим значительные средства на капитальный ремонт зданий, и по Министерству образования, и по Министерству здравоохранения, а также будем помогать муниципалитетам в этом.

Расходы на оплату труда работников бюджетных учреждений с 1999 года в среднем выросли более чем в 3 раза. По Единой тарифной сетке нижний разряд достиг 450 рублей. Со следующего года, с 1 октября, он будет увеличен до 600 рублей на 33%. Я должен опять-таки отметить, что Чувашия в отличие от других регионов эти мероприятия осуществляет своевременно. И, естественно, не возникает вопросов по своевременной выплате зарплаты. Кроме того, стипендии тоже возрастут со следующего учебного года — в 2 раза. Это учтено в бюджете.

Расходы консолидированного бюджета на социально-культурную сферу в 2003 году предусмотрены в сумме 5 135 млн. рублей, что составляет 48,5% от всех расходов. То есть приоритетом считается человеческий капитал. Это образование, здравоохранение, это здоровая нация, это ум, интеллект, это факторы становления экономики. К примеру, можно посмотреть, какие сдвиги произошли в этой сфере. Всего расходы на образование в 2002 году были увеличены в 2,1 раза, на следующий год это не только сохранится, но и увеличится еще на 24%. То же самое по культуре. В этом году идет увеличение в 2,1 раза, на следующий год увеличиваются расходы еще на 33%. То же самое в здравоохранении. В этом году был рост в 2,4 раза, на следующий год опять увеличиваются на 26%. Таким образом, функционирование социально-культурной сферы надежно обеспечено Правительством в части финансирования.

Особое внимание будет уделяться здоровому образу жизни, во исполнение Указа Президента Чувашской Республики о дополнительных мерах по поддержке развития массового спорта. В Чувашской Республике разрабатывается целевая программа профилактики здоровья, с учетом развития массового спорта, культуры, питания, отдыха. На эти цели предусматриваются средства в пределах 16,5 млн. рублей.

Также выделена тема подрастающего поколения – в рамках принятого Президентом Указа по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике. Предусматривается достаточно широкий диапазон поддержки молодежи — это и стипендии для особо одаренных, это и

субсидирование процентных ставок по льготным кредитам, это и выделение средств на ипотеку через субсидирование процентных ставок и т.д.

Как наиважнейший фактор, конечно же, в создании социально-экономических возможностей выступает развитие общественной инфраструктуры. Это проходит красной нитью в проекте республиканского бюджета. Вообще-то даже объяснять не надо, какое значение имеет развитие общественной инфраструктуры. Например, любой крестьянин может задать вопрос, какой смысл производить сельхозпродукции больше, чем это требуется семье, если нет дорог для доставки этой продукции на рынок. Простейший вопрос, поэтому государство должно идти на развитие инфраструктуры с тем, чтобы не только создавать социальные условия для улучшения условий жизни, но и нормального функционирования рынков.

Всего в бюджете, прошу заметить, или посредством бюджета, потому что не все там проходит через субсидирование, на следующий год ресурсы на социальную политику составляют 3,5 млрд. рублей. Такие ресурсы республиканский бюджет не помнит. Это составляет примерно треть консолидированного бюджета. Скажем, расходы на газификацию возрастают в 3 раза, на дороги – в полтора раза. Очень разнопланово будет развиваться ипотека. Создана Ипотечная корпорация. Разработана Программа развития ипотечного кредитования на 2002-2010 годы, с использованием современных моделей жилищного финансирования и экономического потенциала республики. В 2003 году ипотечное кредитование будет работать как в рамках социального, так и коммерческого жилья. В рамках социального жилья отдельная программа разработана для молодежи.

И как отдельный момент, в рамках расширения экономических возможностей человека, мы обеспечиваем и облегчаем доступ к кредитным ресурсам. Я уж не говорю о крестьянах. Крестьяне сегодня могут получать льготные кредиты до 300-400 млн. рублей на проведение сезонных работ. Ресурсы на улучшение жилищных условий в рамках ипотеки в следующем году будут составлять 400 млн. рублей. Это серьезная цифра. Также малый бизнес в Чувашии сможет рассчитывать на доступный кредит через субсидирование процентных ставок. Кроме того, со Сбербанком, в частности, планируем отдельную программу по газификации индивидуальных домов через субсидии процентных ставок. Это, конечно, будет иметь большое значение для развития газификации в Чувашской Республике.

Надежное финансовое обеспечение получит функционирование жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства. В первую очередь, это, конечно же, жилищно-коммунальное хозяйство. На следующий год федеральные стандарты сохранятся на уровне текущего года, то есть уровень платежей граждан составит также 90%. Из бюджета предусмотрено покрывать 10% затрат на жилищно-коммунальные услуги. Предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в 2003 году учтена в размере 17 рублей. Ассигнования на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам предусматриваются в Фонде субвенций и субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 420 млн. рублей, то есть сумма по сравнению с 2002 годом возрастает почти в полтора раза. Кроме того, выделяются солидные суммы на капитальный ремонт жилья 70 млн. рублей, на благоустройство городов и сельских населенных пунктов - 116 млн. рублей.

Отдельно проходят цифры на развитие сельского хозяйства. Здесь мы, во-первых, соблюдаем Закон о поддержке села, и федеральный, и наш – по

всем параметрам, по всем направлениям. Основными направлениями государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2003 году намечаются поддержка племенного дела в животноводстве и элитного семеноводства в растениеводстве, развития хмелеводства, реализация программы повышения плодородия земель, финансирование мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств при их организации и обустройстве. Кроме того, проводятся мероприятия по укреплению финансовой базы сельхозтоваропроизводителей. Так, как одно из направлений в этом деле, в 2001-2002 годах проводилась работа по реструктуризации долгов сельхозпредприятий по налогам и сборам.

Дальнейшее развитие получит система кредитования. Как я сказал, эта система уже наработана. В том числе и через финансовый лизинг, что также предусмотрено в бюджете. Я уже не говорю о том, сколько средств пойдет на развитие общественной инфраструктуры. Если все это сложить, то получается огромная поддержка со стороны государства.

Отдельная тема — межбюджетные отношения с районами и городами. У нас, я уже говорил, распределение средств между органами управления формализовано. Это четко сформулировано в законе о Фонде финансовой поддержки (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чувашской Республики. Второй канал – Фонд субвенций и субсидий республиканского бюджета. Все федеральные мандаты будут финансироваться целевым назначением. Люди уже привыкли к тому, что в последние годы не имеют проблем с получением социальных выплат. Плюс к этому, мы дополняем к списку о льготах, которые будем финансировать, закон о донорстве.

Кроме того, средства будут направляться на реформирование общественных финансов на муниципальном уровне. Межбюджетные отношения стали очень прозрачными, и проблемных вопросов сейчас не возникает. И это нам позволяет четко реализовать те полномочия, которые определены, с одной стороны, органами республиканской власти, с другой стороны, органами местного самоуправления.

После сегодняшнего чтения, я думаю, будет продолжена работа по доработке отдельных моментов закона, в том числе и с федеральными структурами — для того, чтобы сильнее обозначить наши позиции.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика