Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Финансы в советский период

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://minfin.cap.ru/

ФИНАНСЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Управление финансами и кредитом. В качестве центрального органа управления финансами и кредитом по декрету II Всероссийского съезда Советов был создан Наркомат финансов республики и его местные органы — финансовые отделы исполкомов Советов. В задачи наркомата входило составление росписи государственных доходов и расходов, проверка финансовых смет наркоматов, центральных и местных Советов, проведение налоговой политики, регулирование операций с иностранной валютой и международных расчетов, выпуск в обращение денежных знаков.

Наркомат приступил сразу же к организации финансового дела в стране. Госбанк был захвачен в ходе Октябрьского вооруженного восстания. Это лишило буржуазию главного источника финансирования контрреволюционных заговоров. Нарком финансов В.Р. Менжинский назначил туда комиссаров, которые, преодолевая упорный саботаж старых чиновников, наладили его работу. Но, овладев Госбанком, Советская власть получила лишь главное звено: оставались еще частные банки. Необходимо было ускорить их национализацию. 17 декабря 1917 г. был осуществлен вооруженный захват банков в Петрограде и в этот же день издан декрет о национализации частных банков. Ревизия сейфов в Москве и Петрограде показала, что значительная часть ценностей уже была вывезена за границу. Вслед за этим была проведена ревизия сейфов. Владельцы являлись в банк с ключами, и специальные комиссии вскрывали сейфы: деньги вносились на текущий счет владельца, а золото конфисковывалось.

В январе 1918 г. по постановлению ВЦИК были аннулированы государственные займы, заключенные царским правительством. Общая сумма долговых обязательств России равнялась 60 млрд. руб., из них 16 млрд. руб. составлял внешний долг. 2 декабря 1918 г. было принято постановление о ликвидации иностранных банков в России, что означало окончательный разрыв всех связей с иностранным капиталом, лишение его возможности использовать свои вклады в банках страны. Все ключевые позиции в области финансов перешли к Советской власти.

В декабре 1917 г. на базе Госбанка и национализированных частных банков был создан Народный банк РСФСР и его филиалы на местах. В Народном банке были сосредоточены вся работа по кредитованию, финансированию всего народного хозяйства, вся сметно-бюджетная работа, руководство денежным обращением и т. п. Закреплению монопольного положения Нарбанка в некоторой степени препятствовало то, что временно сохранялись кредитные учреждения кооперации: не были национализированы Московский народный банк, финансировавший крупные буржуазные кооперативы, различные кредитные общества взаимопомощи.

Для оздоровления денежного обращения Наркомфин приступил к разработке проекта денежной реформы, произвел учет всех обращающихся в стране денежных знаков.

Вопрос об источниках финансирования национализированной промышленности приобретал с каждым днем все большую остроту. Средства требовались и для Красной Армии, и для народного образования, и для борьбы с эпидемиями. И практически единственным источником доходной части бюджета являлась эмиссия. Темпы инфляции росли столь быстро, что это в корне подрывало денежную систему, и натуральный продуктообмен стал господствующим в масштабах всего государства. Бюджет республики год за годом (до 1922 г.) оставался дефицитным, причем дефицит был очень велик.

Политика военного коммунизма привела к ослаблению финансового аппарата: он занимался главным образом сбором чрезвычайных революционных налогов и контрибуций на буржуазию. К концу гражданской войны взимание денежных налогов вообще приостановилось, а главным источником доходов для государства стала продразверстка. В 1920 г. Совнарком издал декреты, которые отменяли денежные расчеты внутри государственного сектора за топливо, сырье, готовые промышленные изделия, грузовые перевозки, пользование средствами связи. Отпала потребность в банковских операциях. В этих условиях Народный банк, осуществлявший руководство всем денежным обращением, стал не нужен. В январе 1920 г. Народный банк РСФСР был ликвидирован, а при Наркомфине создано Центральное бюджетно-расчетное управление. Однако денежные расчеты и денежное обращение не исчезли совсем. Финансовые органы стали счетно-учетным аппаратом по распределению ресурсов.

С окончанием гражданской войны положение финансовых органов коренным образом изменилось. В период восстановления народного хозяйства вводился принцип платности во взаимных расчетах государства и частных лиц, был легализован денежный оборот, приняты меры к расширению кредита. Местный бюджет обособился от центрального, местные органы получили большую свободу в распоряжении денежными и материальными ресурсами.

В октябре 1921 г. для содействия развитию промышленности, сельского хозяйства, товарооборота был создан Государственный банк РСФСР. Функции его были весьма разнообразны: он развернул кредитование кооперации и других органов, осуществлявших торговлю; наладил на комиссионных началах реализацию промтоваров и сам торговал некоторыми из них; закупал зерно у крестьян. Но все же главное, с чем вошел Госбанк в историю нэпа, это создание твердой валюты — червонца, способного выполнить функции меры стоимости, средства обращения и кредита. В 1922—1924 гг. была проведена первая советская денежная реформа. Госбанку было предоставлено право выпуска собственных банкнот, обеспеченных золотым запасом. Но нужда трестированной промышленности в банковских кредитах была так велика, что Госбанк не мог ее удовлетворить полностью. Поэтому в 1922 г. наряду с Госбанком появился ряд отраслевых банков, созданных на акционерных началах: Промбанк (кредитование промышленности и торговли), Роском-банк (кредитование внешней торговли), Всекомбанк (кредитование всех видов кооперации), Электробанк (финансирование электрификации), 45 коммунальных банков во главе с Цекомбанком, Дальневосточный, Северокавказский, Среднеазиатский и Юговосточный коммерческие банки. Одним из главных акционеров почти во всех этих банках выступал Госбанк СССР.

Деятельность Наркомата финансов с каждым годом усложнялась. Советская республика, приступая к восстановлению народного хозяйства, могла рассчитывать только на свои собственные силы, поэтому со всей остротой встал вопрос о сосредоточении в одном финансовом центре весьма ограниченных финансовых средств. Требовалось ввести единый бюджет, единую денежную систему и единую налоговую политику во всех советских республиках. В организационном плане это выражалось в том, что НКФ РСФСР руководил финансовым делом в республиках через своих уполномоченных: в Белоруссии и Армении уполномоченный НКФ РСФСР был одновременно наркомом финансов этих республик, в Азербайджане и Грузии аппарат уполномоченных НКФ РСФСР действовал наряду с республиканскими органами, но во всех республиках уполномоченные входили в состав правительств с правом совещательного голоса.

Управление планированием, статистикой, финансами и кредитом.

6 июля 1923 г. был создан объединенный (союзно-республиканский) Наркомат финансов СССР . На него возлагались проведение в жизнь финансовой политики на всей территории СССР, составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой налоговой политики, руководство кредитом и страхованием. Он осуществлял свою деятельность в централизованном и децент-рализованном порядке. Централизованно он вводил единое денежное обращение и кредитную систему, другие функции он осуществлял через одноименные наркоматы республик. Наркомфины союзных республик руководили финансовым делом в пределах республик, составлением бюджета республики, взиманием налогов.

Нэп существенно изменил всю систему финансирования. Перевод трестов на хозрасчет означал отмену государственных дотаций. Предусматривалось лишь выделение из госбюджета кредитов на образование оборотных средств и на . покрытие дефицита. В бюджет поступали только отчисления от прибыли и часть продукции в порядке государственного обложения.

Нужда трестированной промышленности в банковских кредитах была так велика, что Госбанк СССР не мог удовлетворить ее полностью. Тресты часто прибегали к взаимовыручке — коммерческому кредиту, что было неизбежно, хотя и затрудняло планирование. Это явилось причиной создания отраслевых банков. В 1922—1924 гг. наряду с Госбанком СССР появился целый ряд отраслевых банков, созданных на акционерных началах. К концу восстановительного периода функционировало 6 коммерческих банков, 2 кооперативных, 45 коммунальных банков, одним из главных акционеров почти во всех банках выступал Госбанк СССР.

26 декабря 1922 г. было положено начало организации сберегательного дела: Наркомфину было предложено приступить к созданию сберегательных касс , и вскоре, в 1923 г., они открылись в Москве и Ленинграде.

Усиление административно-командной системы и централизации в управлении государством, выражавшееся в расширении прав общесоюзных органов, коснулось и финансов. Хозяйственная самостоятельность республик все более сужалась, в частности, это проявилось в ограничении их бюджетных прав. В июле 1929 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР “Об изменении положения о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик” : новая редакция первой статьи положения включала бюджеты союзных республик в единый госбюджет СССР. В целях усиления контроля за режимом экономии 16 ноября 1926 г. в составе НКФ СССР был создан Государственный финансовый контроль для проведения плановых и внеплановых ревизий операций всех хозяйственных органов.

Но особенно ярко проявилась централизация в проведении двух реформ — кассового устройства и кредитной системы.

Первая реформа называлась реформой единства кассы. До 1925 г. в нашей стране существовали две кассы — Наркомфина и Госбанка, т.е. одновременно действовали приходно-расходные кассы и специальные кассы (таможенные, портовые и др.) Наркомфина и Госбанка. Реформа заключалась в том, что к 1927 г. все кассы Наркомфина были ликвидированы, остались лишь конторы, отделения и агентства Госбанка. Только они принимали государственные доходы и только они производили расходы.

Вторая реформа — кредитная — была проведена в 1930—1932 гг. Она изменила условия и порядок кредитования, установив так называемый прямой банковский кредит в качестве единственной системы кредитования. До этого существовали две формы кредита — прямой банковский и коммерческий. Коммерческий кредит — это взаимное кредитование предприятий товарами или денежными авансами под товары. Для своего времени это был удобный метод перераспределения оборотных средств, но коммерческий кредит был не подвластен плановым органам. Прямое банковское кредитование осуществлялось по плану, утверждавшемуся правительством. Для каждого предприятия устанавливался определенный лимит, в пределах которого ему на заранее известные цели отпускались денежные средства. После отмены коммерческого кредита выдача кредитов зависела от выполнения предприятием производственного плана, т.е. были созданы условия для банковского “контроля рублем”. Все кредитование отныне должно было осуществляться только в централизованном порядке Госбанком СССР. Были ликвидированы филиалы Всероссийского и Всеукраинского кооперативных банков, Центральный сельхозбанк СССР реорганизован во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк1. Таким образом, на Госбанк СССР были возложены непосильные для него задачи по планированию и регулированию всех хозяйственных процессов, а хозяйственная инициатива предприятий, учреждений, наркоматов была ослаблена.

Основой накопления капиталовложений являлись высокоразвитые экономические районы РСФСР и УССР, капиталовложения в народное хозяйство других республик осуществлялись главным образом за счет перераспределения средств из общесоюзного бюджета. Так, финансовый план на 1928/29 хоз. год был выполнен с превышением доходов над расходами лишь двумя республиками (РСФСР и УССР). РСФСР внесла в особый государственный резерв СССР более 24 млн. руб. Все другие республики свели свой бюджет с дефицитом, хотя он и был меньше, чем в предшествующем году. Такое положение сохранялось на протяжении всей первой пятилетки. Дефицит погашался за счет общесоюзных средств. В ряде случаев дотации из общесоюзного бюджета намного превышали собственные накопления республик. За исключением РСФСР, все республики до конца первой пятилетки ежегодно получали дотации из союзного бюджета.

Но в Госбанке было сосредоточено лишь текущее, краткосрочное кредитование. А долгосрочное кредитование передавалось в специальные банки: по постановлению ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. “Об организации специальных банков долгосрочных вложений” на базе прежних отраслевых банков были созданы 4 всесоюзных специализированных банка. Промбанк СССР финансировал капитальное строительство в промышленности и электрохозяйство, Сельхозбанк СССР — колхозную и совхозную систему, Всекомбанк СССР — коммунальное и жилищное строительство, Цекобанк СССР — капитальное строительство в кооперации. Позднее, в 1936 г., был создан Торгбанк СССР, финансировавший капитальное строительство в торговле. Эти банки, хотя и имели прежние названия, существенно отличались от своих предшественников. Прежние отраслевые банки предоставляли главным образом краткосрочные кредиты и подчинялись соответствующим ведомствам. Новые специализированные банки занимались исключительно долгосрочным кредитованием капитального строительства и входили, как и Госбанк, в систему Наркомфина СССР.

В 1930—1931 гг. была проведена налоговая реформа: на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. вместо многочисленных налогов и акцизов для государственных социалистических предприятий были установлены два основных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных — налог с оборота и подоходный налог.

Органы управления финансами и кредитом. Центральным органом руководства финансовой, кредитной и денежной системой страны оставался Наркомат финансов СССР (союзно-республиканский). Структура наркомата сложилась к 1938 г. и более двадцати лет почти не менялась. Центральный аппарат наркомата включал три главных управления (государственного страхования, финансового контроля, трудовых сберегательных касс) и 12 управлений (доходов, кредита, валютное, налоговое, бюджетное и др.). В целях обеспечения действенного финансового контроля в октябре 1937 г. в составе Наркомфина СССР было создано контрольно-ревизионное управление . На него возлагались проверка соблюдения республиканскими и местными органами, наркоматами и учреждениями СССР законов о бюджетных правах, контроль за исполнением бюджетов, за правильным и экономным использованием бюджетных средств, за соблюдением штатного расписания и т.п. Наряду с этим контрольно-ревизионное управление проверяло, как поставлен внутриведомственный финансовый контроль. Оно имело местные органы — главных контролеров-ревизоров в союзных республиках, старших контролеров-ревизоров в автономных республиках, краях, областях. Централизованный характер контрольно-ревизионной работы обусловливался необходимостью обеспечить объективный финансовый контроль. К осени 1939 г. в системе наркомата (помимо банков и сберкасс) работало 104 тыс. сотрудников финорганов.

В предвоенные годы повысилась роль Госбанка СССР. В связи с масштабом его операций и для усиления его роли в январе 1938 г. он был передан из ведения Наркомфина СССР в непосредственное подчинение СНК СССР . Председатель правления Госбанка вошел в состав правительства. Госбанк, таким образом, обрел самостоятельность. На 1 января 1941 г. он имел около 4 тыс. учреждений, обслуживал 844 тыс. предприятий. НКФ СССР непосредственно руководил только бюджетно-финансовым, страховым и сберегательным делом и банками долгосрочного кредитования: Промбанком, Сельхозбанком, Цекомбанком и Торгбанком.

С началом Великой Отечественной войны перед Наркомфином была поставлена задача резко сократить расходы, не связанные с военным производством, выявить дополнительные ресурсы: доходы бюджета значительно упали из-за свертывания производства для гражданских нужд. Задача была решена за счет введения новых налогов (военный, на холостяков), выпуска в обращение облигаций государственных займов (за 1941—1945 гг. они дали 76 млрд. руб.), проведения денежно-вещевых лотерей, ограничения выплаты вкладов, прекращения выдачи ссуд под залог облигаций госзаймов, бронирования на вкладах компенсаций рабочим и служащим за неиспользованные в годы войны отпуска. По инициативе трудящихся возник Фонд обороны. Одновременно были повышены цены на товары не первой необходимости (водку, табак, парфюмерию). Все это дало результаты: в течение войны дефицит государственного бюджета был невелик, а в 1944 г. доходы уже на 4, 7 млрд. руб. превышали расходы. Много хлопот доставила “валютная интервенция” фашистов: оккупанты, сохранив за советским рублем платежную силу, организовали скупку советской валюты, вывезли в Германию около 4 млн. советских денег (после войны они были обнаружены в Рейхсбанке, оприходованы и возвращены), забрасывали много фальшивых денег.

С окончанием войны были отменены или сокращены многие налоги, с 1947 г. по 1954 г. 7 раз проводилось снижение цен на товары. 14 декабря 1947 г. ЦК КПСС и СМ СССР было принято постановление “О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары”: новые деньги обменивались в соотношении 10: 1; обмен был осуществлен за неделю (16—22 декабря). Денежная реформа 1947 г. позволила приостановить инфляционные процессы. Этому способствовало и жестокое ограничение доходов основной массы населения, высокоэффективные капвложения в восстановление народного хозяйства, сокращение военных расходов. 28 февраля 1950 г. советский рубль был переведен на золотое обеспечение и его курс в отношении иностранных валют стал повышаться: теперь он исчислялся не на базе доллара (как это делалось с 1937 г.), а на золотой основе.

Без существенных изменений финансовые и кредитные учреждения действовали до 1946 г., когда Госбанк СССР снова перешел в подчинение Минфина СССР. Эта реорганизация не способствовала улучшению работы кредитных органов. В 1954 г. Госбанк СССР выделился из состава Министерства финансов СССР и стал подчиняться непосредственно правительству СССР, председатель Правления Госбанка СССР на правах министра вошел в состав правительства.

Во время обсуждения контрольных цифр развития народного хозяйства на 1959—1965 гг. было выдвинуто предложение для улучшения финансирования и контроля за строительством объединить отраслевые банки долгосрочного кредитования. В результате реорганизации 7 апреля 1959 г. были упразднены Сельхозбанк, Цекомбанк и коммунальные банки, а Промбанк преобразован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). Функции упраздненных банков распределялись между Госбанком СССР и Стройбанком СССР1.

В Стройбанке СССР сосредоточивалось все финансирование и кредитование капитальных вложений жилищного, коммунального, промышленного и культурно-бытового строительства. Стройбанк СССР являлся крупным кредитным учреждением, обслуживавшим все подрядные организации в промышленности, на транспорте, в связи, в строительстве . В связи с огромными объемами капитального строительства возрастали роль и значение этого банка, производившего расчеты в капстроительстве и осуществлявшего контроль рублем за работой строительных министерств и ведомств, других организаций при помощи более чем 600 тыс. республиканских, обл-, гор-, райотделений . В 50—70-е годы в связи с частыми реорганизациями всего государственного аппарата неоднократно менялась подведомственность Стройбанка СССР (в 1959— 1961 гг. он находился в ведении Минфина СССР, в 1961—1963 — при СМ СССР, в 1963—1965 — при ВСНХ СССР, с 1965 г. — при СМ СССР и т.д.).

Госбанк СССР — один из крупнейших банков в мире выступал как единый эмиссионный банк, организующий и регулирующий денежное обращение, банк краткосрочного и долгосрочного кредитования и финансирования капвложений отдельных отраслей, кассовый и расчетный центр страны. Кроме того, он обслуживал колхозы и совхозы, кооперацию и индивидуальное жилищное строительство в сельской местности. В 60—80-х годах в системе Госбанка СССР было 15 республиканских контор, 200 краевых, областных, городских контор, более 4 тыс. районных отделений, 75 тыс. сберегательных касс1. Госбанк СССР проводил совместно с Внешторгбанком СССР международные расчеты, кредитование советской внешней торговли, выполнял операции с иностранной валютой, золотом, устанавливал курсы валют в рублях.

В денежно-кредитную систему входили также Банк для внешней торговли (Внешторгбанк) СССР и сеть советских банков за границей — Московский народный банк в Лондоне с отделениями в Сингапуре и Бейруте, Оствестбанк во Франкфурте-на-Майне, Коммерческий банк в Париже, Русско-иранский банк в Тегеране и др. В 1980 г. деловые контакты осуществлялись с 1730 банковскими учреждениями 120 государств мира.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика