Д О К Л А Д
Министра финансов Чувашской Республики Н.В.Смирнова на торжественном собрании работников финансовой системы, посвящённом 200-летию образования Министерства финансов России в составе единой системы органов исполнительной власти России.
Дорогие финансисты, ветераны финансовой системы Чувашской республики, дорогие гости!
Сегодня мы собрались в этом замечательном зале Чувашского республиканского театра оперы и балета на совместное торжественное собрание работников и ветеранов финансовой системы, посвященное 200-летию образования Министерства финансов России в составе единой системы органов исполнительной власти России.
На нашем торжественном собрании присутствуют : Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров, Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Ю.Партасова, члены Правительства Чувашской Республики, ветераны финансовой системы Чувашской Республики, в разные годы вложившие много сил, энергии, знания, опыт, здоровье во имя процветания нашей страны, развития экономики и финансов Чувашской Республики. Ну и, конечно, в этом зале руководители и специалисты республиканских аппаратов Минфина, Управления федерального казначейства, КРУ Минфина России, Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в районах и городах, руководители банковских органов.
Уважаемые участники торжественного собрания !
Каждый человек должен знать историю своего отечества, своё прошлое, исторические корни, тем более, если отечество имеет такую богатую и славную историю, как Россия. Оглядываться назад нам следует ради извлечения уроков из прошлых ошибок и пользы из дорого купленного опыта. А опыт, накопленный Россией, в том числе в сфере экономики и финансов, был немалым. Не случайно в конце Х IХ – начале ХХ века темпы промышленного роста России не уступали американским, страна уверенно вступала на путь экономического и социального возрождения, успешно решая проблемы, во многом сходные с теми, что сегодня стоят перед Российской Федерацией.
В нынешних условиях рыночных преобразований в России с объективной неизбежностью встают вопросы о первостепенном значении денег, финансов и других стоимостных категорий в экономике страны. Оптимальное решение сложного комплекса возникающих проблем обуславливает необходимость всемерного изучения отечественного опыта, гармонического соединения его с современной практикой развитых стран. Поэтому, 200-летие создания в России министерской системы управления и появления в числе первых Министерства финансов широко отмечается не просто как юбилейное торжество, а в первую очередь для того, чтобы вернуть из забвения, восстановить опыт многих поколений финансистов, взять из этого опыта всё ценное для использования в современных условиях.
Конечно, история российских финансов не ограничивается только этим периодом, безусловно, это были годы наиболее интенсивного развития и становления современной финансовой системы России.
История министерской системы управления в России берёт своё начало с Манифеста императора Александра I “Об учреждении Министерств” от 8 сентября 1802 года, которым были созданы 8 министерств, в том числе Министерство финансов.
С этого момента финансовая система страны начинает приобретать новые очертания, новые формы. Появление во главе этой системы министра финансов стало символом укрепления единоначалия в управлении финансами.
В Манифесте от 8 сентября 1802 г. подчёркивается, что изменение системы управления, “следуя великому духу Преобразователя России Петра Первого”, имеет целью “способствовать соблюдению и утверждению необходимого во всём порядка и умножению богатства…………. . .”
Манифест определил основные правила, которыми должны были руководствоваться назначенные министры. “Должность Министра финансов,- говорилось в Манифесте,- имеет два главных предмета: управление казёнными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные….. доходы и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям Государственных расходов”.
Завершилось формирование министерской системы России и в том числе Министерства финансов в 1811 – 1821 гг. Определилась особая значимость Министерства финансов. Это, в частности, выразилось в том, что наряду с общими наказами министерствам были утверждены частные наказы министерствам полиции и финансов. В Наказе министру финансов были изложены следующие теоритические соображения, которыми он должен руководствоваться: “В приумножении государственных доходов он наблюдает, чтобы новые способы не иссушали источников внутреннего государственного богатства; чтобы распределялись уравнительно на все состояния и промыслы, по мере выгод каждого, .. чтобы образ взимания их был для правительства сопряжён с наименьшими издержками, а для частных людей не был бы притеснителен”.
Первое Министерство финансов России начало свою деятельность в условиях обострявшегося дефицита государственного бюджета. В 1809 г. расходы в два раза превышали доходы. Неотложной задачей являлась разработка мер “немедленного и коренного исправления финансов”. Она была поручена крупному государственному деятелю Михаилу Михайловичу Сперанскому. Основные правила расходования государственных средств, предложенные Сперанским и утверждённые Государственным Советом 29 августа 1810 г. заключались в следующем. Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода. Однако медленному внедрению правильных бюджетных начал немало способствовало длительное отсутствие единства кассы, так как каждое ведомство могло самостоятельно распоряжаться своими доходами. Бюджеты страдали хроническими дефицитами, достигшими особенно значительных размеров во время крымской войны: за 1856 годы дефицит при общей сумме дохода 915 млн.рублей составил 614 млн.рублей, т.е. 67%. Для его покрытия прибегли к средству, которое не применяли с 1817 года – в денежной эмиссии.
Вообще, финансовая история изобилирует примерами дефицитного бюджета – за период 1805-1913 г. было 82 дефицитных бюджетов.
Поэтому борьба с бюджетными дефицитами проходит красной нитью через всю историю Министерства финансов. Можно выделить очень немного лет, когда доходы бюджетов превышали его расходы. Но важно отметить, что у большинства дефицитов были свои истоки. Конечно, среди них чаще всего выступают войны: едва экономика и финансы оправлялись от одной, как назревала следующая война. Однако среди больших государственных расходов было широкое железнодорожное строительство и некоторые другие. Велика была зависимость доходов бюджетов о нередких неурожаев.
К числу важнейших мер по упорядочению финансов России относится реформа в бюджетном, кассовом и ревизионном деле, осуществлённая в 1858 – 1862 годах. Кратко её содержание сводится к следующему: обеспечение гласности в бюджетных целях – бюджет начал публиковаться, установление однообразного порядка составления государственных росписей, введение единства кассы по доходам и расходам, т.е. все госдоходы сосредотачивались в руках Минфина, организация контроля за исполнением смет независимыми органами государственного контроля.
Конечно каждый министр финансов предреволюционной России (до 1917 г.) вносил в управление финансами страны своё видение задач и путей их решения. Вместе с тем наиболее значимые результаты достигались, когда наблюдалась преемственность в их деятельности. Так, подготовка реформы бюджетного, кассового и ревизионного дела началась при министре финансов А.М.Княжевиче, а завершилась реформа при министре Михаиле Христофоровиче Рейтерне.
Денежная реформа 1895 – 97 гг. связывается с именем Сергея Юлиевича Витте, но основу реформы в виде накопления запасов золота и серебра, улучшения сбалансированности бюджетных доходов и расходов заложили его предшественники : Николай Христофоровия Бунге и особенно Алексей Иванович Вышнеградский.
Со вступлением в 1893 г. в управление Министерством финансов Витте русский бюджет был приведем во вполне устойчивое положение. Вплоть до русско-японской войны (1904 г.) доходы возрастали, чему в особенности способствовал выкуп наиболее доходных частных железных дорог, развитие железнодорожного строительства и введение казенной винной монополии.
Период 1904-1907 гг. и 1914-1916 гг. отмечен значительными расходами на войну, которые покрывались главным образом за счет займов.
Много испытаний пришлось пережить финансовой системе страны в период Октябрьской революции.
Например, государственная роспись в 1918 г. была утверждена когда бюджетный период уже закончился. А дальше предполагалось, когда социальное переустройство России будет закончено, исполнение бюджетов будет происходить без денег.
Отчетность в то время носила хаотический характер, почти вся она была утрачена. Еще в первой половине 1921 г. не существовало местных бюджетов, все еще широко практиковалось бесплатное распределение продуктами и услуг между государственными учреждениями и предприятиями.
А со второй проловины года началось решительное наступление на бесплатность и восстановление налогообложения.
Постепенно в послереволюционные годы Народный комиссариат наследуя прежние традиции, приступил формированию новых финансовых подходов к управлению финансовой деятельностью. Был принят ряд законодательных актов о государственном (федеральном) и местных бюджетах. Они определили самостоятельность последних, закрепили за ними некоторые виды доходов и установили систему процентных отчислений от государственных прямых налогов в распоряжение губернских исполкомов.
Учёт дореволюционного опыта проявляется во многих мерах как глобального, так и локального масштаба. Советский червонец, утвердившийся в результате денежной реформы 1922-24 гг., по золотому содержанию был приравнен к российской десятирублёвке 1897 г. Акцизы, введённые в 1921-1923 гг.,распространялись в основном на те же товары, что и до 1917 г., хотя были и некоторые новые.
Наркомфин России был генератором финансового законодательства для всех союзных республик. Часть его аппарата стала в дальнейшем базой союзного Наркомата финансов. С созданием Союза ССР финансовые программы Российской Федерации становятся частью общесоюзной финансовой политики.
В условиях советской системы деятельность министров (наркомов) финансов проявляется иначе, чем в дореволюционной России (как впрочем и других руководителй). Тем не менее роль министров в разработке и проведении финансовой политики очень велика. Денежная реформа 1922-24 гг. правомерно связана с именем Г.Я.Сокольникова. Наиболее стабильными были финансы при многолетних союзных министрах финансов А.Г.Звереве (1938-60 гг.) и В.Ф.Гарбузове (1969-85 гг.) и их российских коллегах И.И.Фадееве (1949-73 гг.) и А.А.Бобровникове (1973-90 гг.), когда обеспечивалась преемственность и согласованность союзного и российского управления финансами.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 г. образована Чувашская автономная область с центром в г.Чебоксары.
Ревком Чувашской автономной области на первом же заседании принял решение об образовании своих основных структурных подразделений, среди которых был и финансовый отдел.
В первые же дни своего существования облфинотдел столкнулся с рядом сложнейших проблем, главными из которых были отсутствие специалистов и денежной наличности. Понимая тщетность каких-либо усилий по налаживанию экономики вновь созданного государственного образования в условиях царившей хозяйственной разрухи, финансовый отдел Чувашской АО уже в октябре 1920 г. предложил ревкому ввести на территории области первый местный налог – “с дохода, получаемого от пользования земельными имуществами”.
Важной мерой стало издание ревкомом приказа “О единстве кассы области”, согласно которому “вся денежная наличность” должна была вноситься в кассы облфинотдела.
8 августа 1921 г. в газете “Известия Чувашской АО” были впервые обнародованы данные о расходной части бюджета молодой автономной области. так, общая сумма ее расходов составила более 10.5 млрд.рублей. В процентном соотношении на первом месте стоял областной коммунальный отдел (25,5 %), за ним следовали отдел народного образования (25,2 %), земельный отдел (15,2 %), совет народного хозяйства (17.2 %), областной исполнительный комитет (6,2 %). Чуть больше одного процента расходовалось на здравоохранение и связь.
21 апреля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. Для “управления делами Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики” учреждались народные комиссариаты, в том числе финансов. В Совет Народных Комиссариатов Чувашской АССР на правах члена Правительства вошел нарком финансов. К этому времени в учреждениях финансов республики работало 272 сотрудника.
В январе 1926 г. на I съезде Советов Чувашской АССР был утвержден первый республиканский бюджет. Его доходная часть была составлена из расчета “воспособлений Центра” в размере 2,7 млн.рублей и собственных доходов в размере 1,2 млн.рублей. В расходной части бюджета первое место занимало народное образование (30,4 %), затем шли затраты на управление (23,6 %), коммунальное хозяйство (10,6 %), здравоохранение (10,3%), сельское хозяйство (7%).
В декабре 1993 г. в соответствии с Законами Чувашской ССР “О Президенте Чувашской ССР” и “О выборах Президента Чувашской ССР” Чувашия стала президентской республикой. Первый Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров своим указом от 1 февраля 1994 г. утвердил новую структуру ее органов исполнительной власти, в которую также вошло Министерство финансов.
В соответствии с Положением Минфин Чувашии является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в Чувашской Республике и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
Уважаемые участники торжественного собрания !
За время существования Министерства финансов в него входили многие отрасли и направления, которые затем выделились и стали самостоятельными : налоговые, таможенные органы и т.д. Были годы, когда в ведении Минфина были и железные дороги, и другие отрасли народного хозяйства, которые надо было взять под особый контроль, или вновь создать , или возродить. На всех исторических этапах выхода из кризиса, восстановления, модернизации экономики, роль Министерства финансов была несомненно высокой.
Уникальным периодом в истории Минфина является последнее десятилетие, в течение которого экономика страны круто меняла направление своего развития. Принципиально менялась в этот период и финансовая система. Можно и нужно дискутировать о том, как следовало проводить реформы в экономике и финансах. Но то, что экономика нашей страны сегодня отвечает рыночным условиям, является элементом мировой экономики, это можно считать свершившимся фактом.
Нелёгкие испытания выпали на долю местных финансистов в последнее десятилетие прошедшего столетия и огромные задачи перед нами стоят и сегодня. Когда в стране начались рыночные преобразования, мы столкнулись с фактами быстрого спада производства, высокой инфляции, неплатежей, роста финансовых обязательств бюджетов, резкого падания уровня жизни населения. Усугубляющим фактором стало отсутствие регламентированных правил межбюджетных отношений, появление массы обязательств по социальной защите населения, возложенных федеральным законодательством на органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления без подкрепления соответствующими источниками финансирования.
Именно такое понимание стало решающим, чтобы пойти на решительное реформирование системы региональных финансов, доказать свою приверженность к бюджетному федерализму, показать свои возможности и заинтересованность внедрять современные методы управления общественными финансами и экономикой.
Но нынешнее руководство республики с самого начала своей деятельности проявила стремление в проведении продуманных реформ в экономике и финансах, смогло довести до общества свое долгосрочное видение концепции развития и объяснить выгоды преобразований, убедить общество на коллективные действия даже если выгода зачастую извлекается в будущем, а временные потери осознаются немедленно.
Основным стилем работы Правительства республики стало не откладывать на завтра решения приоритетных задач, делать это сегодня, а не через годы обещаний.
В этом году завершается реализация Программы реформирования системы управления общественными финансами и обеспечено достижение заявленных Программой целей. Согласно оценке экспертов МБРР достигнут самый высокий прирост качества управления региональными финансами по сравнению с другими субъектами России.
Результатом проведения рациональной и ответственной бюджетной политики являются устойчивый экономический рост, улучшение финансового состояния предприятий, увеличение инвестиций в основной капитал, рост реальных доходов населения, увеличение доходов в бюджеты Чувашской Республики.
Сейчас появилась хорошая основа для проведения качественной бюджетной политики, для этого созданы надежные правовые условия. В рамках реформирования системы управления общественными финансами только за последние 2 года принято более 50 законов и нормативных правовых документов Чувашской Республики. Весь бюджетный процесс происходит исключительно в рамках установленного законодательства, что в разы повышает эффективность работы всех ветвей власти.
Внедрена устойчивая и прозрачная система межбюджетных отношений на основе разграничения сфер финансовой ответственности между Правительством Чувашской Республики и органами местного самоуправления. Республика взяла на себя почти все нефинансируемые федеральные мандаты и все льготы по федеральным законам целевым назначением финансируются из Фонда субвенций и субсидий. Это законы о ветеранах, инвалидах, детских пособиях и т.д. Таким образом мы в республике впервые остановили процесс перекладывания социальных расходов на местные бюджеты.
Чувашия обеспечивает сбалансированность ресурсов и обязательств. И на сегодняшний день в отличие от большинства регионов не имеет долгов ни по детским пособиям, ни по зарплате, ни по методлитературе, а республиканский бюджет не имеет текущей кредиторской задолженности.
Правительство на следующий год прогнозирует рост ВРП до 4 процентов, промышленного производства – 4,4 процента. В рамках увеличения реально располагаемых доходов населения в этом году мы бюджетникам увеличили зарплату в 1,89 раза в среднем (есть категории до 2,3 раза), а во второй половине следующего года ( с 1 октября) еще на 33 процента. В итоге в следующем году реальные доходы населения вырастут в среднем на 5,8 процента.
Происходит существенное усиление поддержки малого предпринимательства, что выразится в первую очередь в упрощении и совершенствовании налогового законодательства.
Определены приоритеты в финансовом обеспечении и повышении качества услуг в области образования, здравоохранения и культуры, государственной поддержки материнства, детства, профилактики здорового образа жизни.
В рамках принятого Президентом республики Указа финансовое обеспечение получит широкий диапазон государственной поддержки молодых граждан. Здесь мы даже опередили федеральный центр, по примеру республики принята целевая программа по улучшению жилищных условий молодых семей.
Главнейшим направлением в бюджетной политике останется дальнейшее развитие общественной инфраструктуры. На следующий год расходы на газификацию населенных пунктов возрастут почти в три раза. Расходы на развитие дорог увеличатся в 1.5 раза. Продолжится развитие образования : строительство школ, приобретение школьных автобусов и т.д. Т.е. усилия будут сконцентрированы именно по таким социальным направлениям, что в короткие сроки может изменить облик населенных пунктов и условия жизнедеятельности не только людей, но и условия для ведения бизнеса.
Чувашия занимает лидирующее положение в строительстве жилья. Следующий год будет не только подтверждением этого положения, но и прорывом в части ипотечного кредитования. Созданная Ипотечная корпорация будет являться главным оператором на рынке ипотечного кредитования. В первую очередь будет задействована программа поддержки молодежи. Будут выделяться в значительных суммах жилищные субсидии на строительство и приобретение жилья.
Суммируя можно сказать, что необходимость позитивных перемен в экономике и социально-культурной сфере наращивание инвестиций в человеческий капитал, повышение уровня благосостояния населения объявлены первоочередными задачами. |