Формирование бюджетов районов и городов Чувашской Республики
на 2003 год
(
Выступление министра Н.В.Смирнова на Дне главы самоуправления
11 июля 2002 года)
Прежде всего надо говорить о внутренних факторах развития экономики. Во многом эти факторы зависят от работы Правительства России, Правительства республики и органов местного самоуправления. Основные параметры бюджета на уровне России уже рассмотрены, приоритеты определены. Среди них – военная реформа, такие социальные отрасли, как здравоохранение и образование. При этом отмечены серьезные ограничения – государственные расходы не должны превышать темпы роста экономики.
Что касается внутренних факторов Чувашии, исполнение доходной части республиканского бюджета в настоящее время идет нормально и во многом благодаря реструктуризации платежей по недоимкам. Республиканская казна четко справляется с выполнением финансовых обязательств за поставленную продукцию и услуги в счет государственных нужд. Вместе с тем не везде
благополучно с объемами производства. На прогнозируемый рост 4-6% пока экономика республики не выходит. Из-за этого сокращается поступление налогов. Так, по статистике, в Янтиковском районе объем продукции за 5 месяцев составил всего 23,8% к прошлому году. А в Порецком районе – треть прошлогоднего уровня. Сейчас, конечно, районы в основном живут за счет трансфертов и субсидий. Но при таких объемах производства районы и города теряют налоги, которые могли бы планировать на эффективное решение социально-экономических задач. Недопустимо снижение объемов производства, какое допустили в последнее время такие крупные предприятия, как “Промтрактор”, агрегатный завод, электроаппаратный завод, Канашский автоагрегатный завод.
Есть проблемы в управлении муниципальными финансами. В прошлый раз мы говорили о реформировании общественных финансов на муниципальном уровне. То есть о необходимости повышать качество управления финансами. На республиканском уровне уже есть определенные достижения. Например, в настоящее время за республиканским бюджетом не числится никакой “кредиторки”. Зарплата, детские пособия и другие социальные выплаты перечисляются вовремя. Но в некоторых районах эта проблема еще есть. Так, идет рост муниципального долга по г. Чебоксары, г. Алатырю, Ядринскому району. К 1 октября 2002 года “кредиторок” не должно остаться ни в одном районе республики, поскольку такое положение дел можно объяснить только неудовлетворительным управлением муниципальными финансами.
Особые проблемы в оплате за энергоресурсы. Бывает, в то время, когда местные бюджеты не могут проплачивать текущие расходы, более того, имеют долги, принимаются решения о каких-то дополнительных льготах, например, в Новочебоксарске. Или вводят сверхштатные единицы, к примеру, в Комсомольском районе, хотя мы сегодня говорим о реструктуризации. Не должно остаться иждивенческого подхода.
В настоящее время завершена работа по формированию прогнозных параметров бюджета на 2003 год. Если уточненные доходы консолидированного бюджета республики на 2002 год составляют 8,1 млрд. рублей, то на следующий год – 9,7 млрд. рублей. При инфляции в 12% такой рост доходной части возможен только при росте экономического потенциала. Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2002 году составляют 8,5 млрд. рублей, на следующий год – 10 млрд. рублей. Рост почти на 21%, то есть расходы растут гораздо большими темпами, чем доходы. Поэтому Правительство Чувашии выводит дефицит республиканского бюджета в сумме 561 млн. рублей, который используется в качестве инструмента долговой и инвестиционной политики. За счет выпуска государственных ценных бумаг решаются такие важные задачи, как газификация, строительство дорог, школ, социального жилья и т.д. В данном случае сравнение республиканского бюджета с российским неуместно. Российский бюджет выводится без дефицита для того, чтобы можно было выплачивать внешние долги.
Все районы и города сведены в консолидированном бюджете Чувашской Республики без дефицита. То есть органы местного самоуправления поставлены в довольно неплохие, бездефицитные условия. Хотя они имеют право формировать дефицит в пределах 10% доходной части и направлять эти средства на развитие общественной инфраструктуры. Это ваша задача – работать с наибольшей пользой для населения. Но, к сожалению, в этом году ни один район не выпустил ценные бумаги. Только город Шумерля представил в Министерство финансов Чувашии документы, да и то с недостатками. То есть опять-таки этот факт говорит о качестве управления муниципальными финансами.
Как я уже сказал, все районы и города бездефицитные. А город Чебоксары выходит с профицитом 131 млн. рублей – здесь доходы превышают расходы. Почему так происходит? По нашим оценкам, положительную роль сыграли долгосрочные нормативы. Мы законодательно закрепили долгосрочными, чтобы
заинтересовать, стимулировать органы местного самоуправления. Для столицы в данном случае это оказалось очень выгодным. В остальных районах эти долгосрочные нормативы тоже неплохо сработали.
Со следующего года предусматривается снижение доходов по отдельным видам налогов. Например, отменяется последний оборотный налог – на пользователей автодорог, который поступал в Дорожный фонд. И сразу возникает проблема, как восполнить выпадающие доходы, за счет чего производить строительство и реконструкцию дорог. В настоящее время федеральными властями введен транспортный налог, который по Чувашии оценивается примерно в 140 млн. рублей. С этой же целью Правительство России увеличивает акцизы на бензин. Кроме этого, собирается отдать регионам дополнительные 4% от федеральной части налога на прибыль.
Есть действительно большие изменения в налогообложении малого бизнеса. В окончательном варианте ставки опять снижены: было 20% от прибыли, стало – 15%, было 8% от доходов, стало – 6%. В этом случае происходит действительное снижение налоговой нагрузки. Но, по нашим оценкам, при снижении налоговой нагрузки доходная часть именно по этому источнику будет возрастать – за счет выхода из тени капитала. И темпы роста этого налога будут довольно высокими.
Снизятся доходы от налога с продаж – в связи с тем, что малый бизнес уходит в упрощенную систему налогообложения и переходит на налог на вмененный доход, и предприниматели не будут платить этот вид налогов. Эта тенденция ощущается уже в текущем году.
Появляется единый сельхозналог. Сейчас работаем с расчетами и готовим изменения в законе о налоговом регулировании.
Если говорить о доходной части, необходимо сказать о межбюджетных отношениях в Российской Федерации. Предусматривается 5 основных фондов финансовой помощи регионам: Фонд финансовой поддержки регионов на выравнивание бюджетной обеспеченностих, Фонд компенсации для возмещения расходов по федеральным мандатам, Фонд финансирования социальных расходов – в 2002 году из этого фонда нам частично компенсировали затраты на повышение зарплаты и на жилищные субсидии, получили всего около 12 млн. рублей, Фонд развития регионов это адресная инвестиционная программа, Фонд поддержки дорожного хозяйства.
Вполне возможны корректировки цифр в федеральном бюджете, поэтому, конечно, обеспокоенность есть. Например, одним из источников финансирования той же военной реформы называли некоторое снижение ресурсов по Фонду финансовой поддержки.
По расходной части республиканского бюджета приоритеты будут прежними, социальными – усиленная поддержка здравоохранения, образования, повышение зарплаты бюджетникам. Подчеркну, что с 1 октября вновь повысится заработная плата бюджетников паримерно на 33%. Минимальная ставка дойдет до 600 рублей, сейчас же она составляет 450 рублей.
Сейчас актуальна тема энергоресурсов. Правительство России рассмотрело тарифную политику. Принято решение о динамике снижения роста тарифов. До этого тарифы постоянно только росли. Если сравнить по годам, в 2001 году рост тарифов на электроэнергию составлял 38%, в этом году –
22,9%, а на следующий год – 20%. То есть идет снижение. По газу такая же ситуация. Соответственно по годам: было 18%, стало 44%, будет 14,6%. После принятия такого решения можно было скорректировать расходы на снижение, но Правительство Чувашии этого делать не стало, имея в виду необходимость полной ликвидации органами местного самоуправления “кредиторки”. Кредиторская задолженность – это ваша головная боль. Вы каждый день должны этим заниматься. Тем более, что введено казначейское исполнение бюджета, есть институт ежедневного строгого контроля. И проблем по текущим затратам вообще не должно быть. Вот когда покончим с “текучкой”, можно заниматься инвестициями. Ведь это самый главный фактор роста.
Расходы по жилищно-коммунальному хозяйству. Федеральное Правительство планирует оставить уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в пределах 90% затрат ЖКХ. По плану было 100%. Фактически есть регионы, которые перешли на 100%-ную оплату, там действительно произошло снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Тем не менее мы предусматриваем большие суммы жилищных субсидий, на следующий год они составят 450 млн. рублей, что в полтора раза превышает нынешние расходы на субсидии – 300 млн. рублей.
Также приоритетным направлением расходов является сельское хозяйство (покупка техники, лизинговый фонд). Здесь расходы вырастут на 35%.
В несколько больше возрастают расходы на обслуживание государственного долга – в связи с тем, что сейчас необходимо использовать благоприятную конъюнктуру, макроэкономическую ситуацию для реализации наших республиканских программ, особенно в части развития общественной инфраструктуры. Это обслуживание в основном процентов по привлекаемым кредитам, по выпущенным облигациям – жилищным, купонным. Небольшая сумма, 30 млн. рублей – это развитие образования по Программе МБРР.
Теперь об инвестиционных программах. Они также будут иметь социальную направленность. Правительство берет на себя берем большие серьезные республиканские программы. Государственные средства в основном направляются на развитие общественной инфраструктуры. На строительство, реконструкцию, сохранение дорог мы предусматриваем порядка 1,4 млрд. рублей, то есть программа увеличивается почти в 2,5 раза. Деньги будут расходоваться по схеме градостроения, что установлено Указом Президента.
На газификацию лимит составляет 777 млн. рублей. В этом году было предусмотрено 244 млн. рублей. То есть планируется значительное увеличение лимита.
Следующее – жилищное строительство. Как и в этом году, будут действовать и субсидии, и ипотечные кредиты. Уже отработаны все схемы финансирования. В рамках реализации Программы строительства социального жилья, как было поручено Президентом, на следующий год запланировано расходов больше на ипотеку, а на субсидии – меньше. Учреждена Ипотечная корпорация, поэтому эта система в следующем году должна заработать в полную силу. При этом ипотечное кредитование будет работать как в рамках социального, так и в рамках коммерческого жилья. То есть ипотека станет доступной для всех. В рамках социального жилья, естественно, будет соблюдаться очередность, а вот в рамках коммерческого – ипотечный кредит может получать каждый.
Дальше – строительство школ. Министерство образования определило списки, приоритеты. Будем поддерживать тех, которые сами что-то делают. Вы сейчас должны защищать свои позиции по капитальному строительству дорог и школ. Плюс к этому, вы должны стремиться иметь свои резервы по капитальным расходам. Еще раз говорю о выпуске собственных облигаций: вы должны просчитать дефицит, выпустить облигации, зарегистрировать их, находить инвесторов. Тем не менее, хотя это местные проблемы, Правительство Чувашии видит их и предусматривает в какой-то мере помочь с капитальным ремонтом. На следующий год выделяются достаточно солидные суммы. Но мы выставляем условие встречного движения – вы сами закладываете, а мы отсюда помогаем.
И еще раз обращаю внимание на вопросы реформирования общественных финансов. Вы должны готовить заявки, программы, а грант, вы знаете, 60 млн. рублей на два года. Это солидная сумма. А район, занявший I-ое место, может реализовать средства и за один год.