Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Юбилейная научно-практическая конференция

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://minfin.cap.ru/

Министерству финансов России – 200 лет

Юбилейная научно-практическая конференция “Министерство финансов России и его роль в социально-экономическом развитии страны”, посвященная 200-летию организации Министерства финансов России, прошла 23 мая 2002 г.

В конференции приняли участие руководители федеральных министерств, Центрального банка России, Счетной палаты РФ, Правительства Москвы, депутаты Государственной Думы и Совета федерации, представители научных и учебных организаций, средств массовой информации.

С докладом “Финансовая политика России в рыночной экономике” выступил заместитель Председателя правительства – министр финансов Российской федерации А.Л.Кудрин.

Эта конференция, сказал он, открывает череду мероприятий, посвященных предстоящему в сентябре этого года 200-летию образованию Министерства финансов России. Это – знаменательное событие. Финансовое ведомство всегда играло важнейшую роль в истории нашего государства. И сегодня очень оглянуться назад, проверить, в какой степени развитие финансов страны, государственных финансов, налоговой системы находится в русле тех задач, которые имеются в обществе в отношении финансовой системы и экономики в целом.

В истории государственных учреждений России 1802 г. был знаменательным годом. Это – рубеж в истории финансов, когда приказная, затем коллегиальная система государственного управления приобретает, наконец, современный вид. 8 сентября 1802 г. были образованы первые в нашей истории министерства и среди них – Министерство финансов.

С этого момента финансовая система страны начинает приобретать новые очертания, новые формы. Появление во главе этой системы министра финансов стало символом укрепления единоначалия в управлении финансами.

За время существования Министерства финансов в него входили многие отрасли и направления, которые затем выделились и стали самостоятельными: налоговые, таможенные органы и т.д. Были годы, когда в ведении Минфина были и железные дороги, и другие отрасли народного хозяйства, которые надо было взять под особый контроль, или вновь создать, или возродить. На всех исторических этапах выхода из кризиса, восстановления, модернизации экономики роль Министерства финансов была несомненно высокой.

Уникальным периодом в истории Минфина является последнее десятилетие, в течение которого экономика страны круто меняла направление своего развития. Принципиально менялась в этот период и финансовая система. Можно и нужно дискутировать о том, как следовало бы проводить реформы в экономике и финансах. Но то, что экономика нашей страны сегодня отвечает рыночным условиям, является элементом мировой экономики, это можно считать свершившимся фактом.

Сегодня Правительство проводит ту взвешенную финансовую политику, которая является базой для становления государственных финансов. Впереди доработки Налогового и Бюджетного кодексов, других законодательных актов, в том числе законов о либерализации валютного регулирования страны, с тем, чтобы они более соответствовали рыночной экономике. Это – еще один шаг в развитии финансовой системы. В течение последних месяцев продолжается дискуссия о том, готова ли Россия к сокращению и отмене существующих ограничений в этой области или необходимо сохранить элементы защиты нашего рынка от внешних неблагоприятных условий.

А.Л.Кудрин выразил надежду на то, что в ближайшее время все же удастся перейти к постепенной, поэтапной либерализации валютного режима, чтобы освободить движение капиталов не только по счетам текущих операций, но и постепенно либерализовать счета капитальных операций.

С 1999 г. в российской экономике началась определенная экономическая стабилизация финансовой системы. Сыграли роль здесь и благоприятные внешнеэкономические условия (цена на нефть тогда поднималась до 27 дол. за баррель), и девальвация рубля, расширившая возможности импортозамещения, развития отечественного производства. Но сегодня эти факторы постепенно снижают свою роль в обеспечении экономического роста.

Кризис 1998 г. показал не только России и другим странам с переходной экономикой, но и западным странам, что создание и удержание в руках государства фундаментальных основ экономики позволяет избежать тяжелых последствий финансовых кризисов. Однако споры о том. Как развивать финансовую систему, продолжаются во всех странах, как с рыночной, так и с переходной экономикой.

С 2000 г. федеральный бюджет исполняется с профицитом, с постоянным уменьшением государственного дога. С 2001 г. удалось выйти по уровню реальных расходов во всей консолидированной бюджетной системе на уровень 1993-95 гг. Это удалось сделать не за счет заимствований, а исполнения консолидированного бюджета без дефицита, даже с профицитом.

За 1999-2001 гг. удалось сократить общий государственный долг с 146% ВВП в 1998 г. до 49,1% ВВП. А в 2002 г. долг будет снижен до 41% ВВП. Сохранится профицитный бюджет.

Таким образом, созданы дополнительные резервы прочности финансовой системы для решения важнейших задач экономики.

За первый квартал 2002 г. объем финансового резерва федерального бюджета РФ, рассчитанный исходя из положений ст.2 федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 г.” увеличился на 8,3 млрд. руб. и составил 97,1 млрд. руб. На 1 января 2002 г. чистый финансовый резерв, образованный за счет превышения доходов над расходами в 2001 г., составлял 88,8 млрд. руб.

Министр финансов напомнил, что средняя цена на нефть в 1 квартале текущего года составила 19,8 дол. за баррель при заложенных в бюджет 2002 г. расчетных ценах на нефть для формирования доходной части – 23,5 дол. за баррель и расходной части – 18,5 дол. за баррель.

Увеличение объема финансового резерва при ценах на энергоносители близких к пессимистическому сценарию, развитие внешнеэкономической конъюнктуры позволило направить часть финансового резерва на предусмотренное законом о бюджете 2002 г. в 1 квартале погашение внутреннего и внешнего долгов в объеме 49,5 млрд. руб. вместе с запланированными бюджетом объемами внутренних заимствований.

Таким образом, на начало второго квартала финансовый резерв составил 47,6 млрд. руб., несмотря на традиционно возникающую в 1 квартале сезонность в исполнении федерального бюджета по доходам и необходимость планирования на этот период расходов, обеспечивающих стабильное функционирование бюджетной сферы, а также оказание финансовой поддержки регионам с учетом авансирования расходов, предусмотренных на эти цели.

План Министерства финансов по исполнению бюджета 2002 г. по обеспечению доходов при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре позволит пополнить к концу года финансовый резерв в целом на 109 млрд. руб., что с объемом финансового резерва, накопленного к началу года, должно составить сумму в 197.8 млрд. руб.

Сегодня на уровне Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства есть понимание того, какой должна быть финансовая политика страны. В конце прошлого года, сказал министр, была утверждена совместная (Правительства и Центрального банка России) стратегия развития банковского сектора.

В начале этого года была разработана и представлена в Правительство концепция управления государственным долгом. На заседании Правительства уже рассмотрена концепция развития страхового рынка. В ближайшее время будет рассматриваться концепция финансового контроля. В целом 2002 г. станет очень важным институциональным этапом в развитии финансовой системы России, укреплении всех финансовых институтов.

На конференции также выступили министр Российской федерации по налогам и сборам Г.И.Букаев, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации И.С.Матеров, председатель Центрального банка России С.М.Игнатьев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации В.Г.Пансков, председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации А.Д.Жуков, первый заместитель Председателя Совета Федерации В.П.Горегляд.

Заместитель министра финансов России Т.Г.Нестеренко уделила большое внимание истории становления т развития казначейской системы в России.Она сказала, что еще в 1558 г. в России была введена должность казначея – хранителя великокняжеской казны. Первым государственным бюджетом, или росписью доходов и расходов, была роспись на 1679-90 гг., которая и по доходам, и по расходам составила 1220,4 тыс. руб.

При императоре Павле I была предпринята попытка реорганизовать управление государством с целью обеспечения определенной степени централизации. Была реорганизована казначейская система и назначен ее руководитель – государственный казначей Российской империи.

В 1802 г. при императоре Александре I была создана новая система государственных органов – министерская. В числе первых министерств было и Министерство финансов. Его первым главой стал главный казначей граф А.И.Васильев.

Далее Т.Г.Нестеренко подробно проанализировала важнейшие события в развитии российской финансовой системы в XIX-XX вв. По ее мнению, задачи системы казначейства России на современном этапе развития страны незначительно отличаются от задач, которые решались нашими предшественниками. Изменения заключаются лишь в новых технологиях, позволяющих ускорить обработку информации, повышать степень ее надежности и достоверности.

Заместитель министра финансов Б.И.Златкис рассмотрела роль государственного кредита в проведении государственной политики.

Государственный кредит как стоимостная категория, сказала она, это – совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта. А важнейшей функцией госкредита является перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Источниками госкредита служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются средства как на погашение кредита, так и на проценты по долгу.

Более подробно Б.И.Златкис затронула проблему государственных займов. Она напомнила, что тему государственных кредитов, государственных займов, их влияние на экономику государства, проблему их эффективности начали обсуждать задолго до появления Министерства финансов.

Затронув исторические аспекты, она остановилась на двух основных подходах к государственному заимствованию, обсуждаемых особенно активно после 1998 г.

Первый подход, которого придерживаются многие ученые и политики, заключается в полном отказе от каких-либо государственных заимствований. Рассматриваемых как чисто негативное явление.

Другие, а их абсолютное большинство, считают, что нормальное развитие государства в определенные периоды требует использования государственных займов для финансовой стабилизации страны.

Последние два века окрепший фондовый рынок играет существенную роль в перераспределении капитала, позволяя деньгам найти рациональное применение. Однако диспропорции экономического развития в отдельные периоды времени в развитых и развивающихся странах позволяют предположить, что роль государственного долга в создании рыночной экономики, проведении структурных реформ, реформ налоговой и бюджетной систем чрезвычайно велика. Это подтверждает история России и США в конце XIX- начале XX вв., США – в период “рейгономики”, многих других стран в разные моменты времени.

Ярким примером в нашей истории являются военные займы в период Великой Отечественной войны, которые являлись решающим фактором финансовой стабилизации в экстремальной ситуации.

В умелых руках, сказала в заключение Б.И.Златкис, государственный кредит способствует развитию экономики, структурной перестройке, оздоровлению финансовой системы.

Заместитель министра финансов РФ М.А.Моторин посвятил свое выступление проблемам развития страхования в России.

Несмотря на достаточно активное развитие страхового рынка в России, он не достиг еще уровня, соответствующего требованиям современной экономики.

Для улучшения качества страховых услуг и контроля за деятельностью страховых организаций Минфин России в 1991 г. принял Временное положение о лицензировании страховой деятельности на территории РФ.

В дальнейшем в структуре Министерства финансов РФ был создан департамент страхового надзора. Появляется целый пакет нормативных документов, отвечающих требованиям международной практики, в том числе новым правилам бухгалтерского учета и отчетности.

Далее М.А.Моторин остановился на основных положениях концепции развития страхового дела в России, недавно рассмотренной в Правительстве Российской Федерации.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика