Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Доклад Н.В.Смирнова об итогах работы за 9 месяцев 2002 г. (30.10.2002)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://minfin.cap.ru/

Доклад министра финансов об итогах работы за 9 месяцев 2002 года на расширенном заседании Кабинета Министров 30 октября 2002 года

Уважаемый Президент Чувашской Республики, уважаемый Председатель Правительства, уважаемые коллеги и участники расширенного заседания Правительства!

Финансовый год стремительно приближается к завершению. Со стороны Правительства и органов местного самоуправления потребуется напряженная работа по качественному завершению намеченных программ социально-экономического развития. Хотя и их реализация осуществляется в полном соответствии с основными направлениями бюджетной политики Президента Чувашской Республики, Правительство полностью выполняет свои финансовые обязательства, есть отдельные проблемы в районах и городах. Поэтому в настоящее время Президентом в адрес Государственного Совета направлен законопроект о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на текущий год, который предусматривает увеличение расходов на 343 млн. рублей, из них на дополнительную финансовую помощь районам и городам 261 млн. рублей, или 75,8% от общего объема.

Кроме того, параллельно проводится интенсивная работа по рассмотрению проекта бюджета на 2003 год, на сегодняшний день он прошел все комитеты Госсовета и готов для первого чтения. Спасибо депутатам за конструктивную работу.

Проводя промежуточные итоги 9 месяцев по исполнению бюджета, я бы оценивал их не плохо.

В этом году республика завершила реализацию двухгодичной программы реформирования системы управления общественными финансами. Получен первый транш гранта на 110 млн. рублей. Международные эксперты и специалисты Минфина России признали, что в Чувашии лучший уровень управления бюджетными средствами и самая прозрачная система общественных финансов.

Через обеспечение прозрачности и подотчетности в сфере государственных финансов нам удалось, с одной стороны, стабилизировать социально-экономическую ситуацию на базе открытой информации и стабильных правил поведения государства в экономической сфере,

(Слайд 1. Расчетная эффективность от внедрения казначейской системы исполнения бюджета.)

с другой стороны, повысит эффективность использования государственных ресурсов, как видите на слайде, только от установления казначейского исполнения бюджета получена условная экономия около 10% расходов, что суммарно выражается около 600 млн. рублей в год.

Сейчас готовится сводный отчет о завершении второго этапа реформирования системы управления общественными финансами и в первой половине ноября Правительство республики должно подтвердить перед экспертами о выполнении тех результатов, которые мы обязались достичь. Кстати, Контрольно-счетная палата России несколько опередила экспертов МБРР, на прошлой неделе в республике завершилась проверка нашей работы по реформированию финансов, и эта работа согласно справке аудиторов КСП признана как эффективная по всем направлениям.

В республике проведена серьезная работа, направленная на увеличение и улучшение качества доходной базы бюджета.

(Слайд 2. Исполнение консолидированного бюджета Чувашской Республики по доходам за 9 месяцев 2002 года.)

Доходная часть консолидированного бюджета Чувашской Республики за 9 месяцев т.г. исполнена на 6 566,9 млн. рублей, или 75.2% к прогнозу на год, республиканского бюджета Чувашской Республики – 5 099,3 млн. рублей, или 75,4%. Цифры свидетельствуют о качественном планировании.

В составе доходов консолидированного бюджета сумма финансовой помощи из федерального бюджета составляет 43,5% к общему объему доходов. Следует отметить, что этот процент не отражает реальное положение дел, поскольку степень дотационности зависит от того, сколько собрано доходов на территории, сколько отдано в центр, вот с учетом этих финансовых потоков порог дотационности у нас не превышает 16-17%.

Говоря о финансовой помощи из федерального бюджета, нам удается в результате дополнительной работы с федеральными структурами получать дополнительные средства на решение вопросов социально-экономического развития. В уточненном проекте бюджета, о чем я говорил выше, эта цифра составит с плюсом 123 млн. рублей.

(Слайд 3. Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Чувашской Республики за 9 месяцев 2002 года.)

Из собственных доходов наиболее устойчиво поступает налог на доходы физических, 86,1% от годового прогноза, налог на прибыль – 75,3%, налоги на имущество предприятий – 100,4%, последнее связано с переоценкой основных фондов крупными компаниями. Как раз по этим налогам мы в текущем году в уточненном бюджете увеличиваем доходы в общей сложности на 174 млн. рублей.

В то же время в больших суммах недопоступает налог с продаж, что объясняется переходом значительного числа плательщиков на уплату налога на вмененный доход, о чем я говорил при подведении итогов за полугодие. Хотя по последнему виду доходы перевыполняются (92,3% к году), но они пока не полностью перекрывают сумму недопоступлений налога с продаж. Со снижением налоговой нагрузки на малый бизнес в следующем году мы надеемся более полно перекрыть эти недопоступления.

(Слайд 4. Исполнение доходов местных бюджетов Чувашской Республики по итогам 9 месяцев 2002 года.)

Исполнение собственных доходов местных бюджетов за 9 месяцев т.г. характеризуются данными на слайде. Опережающими темпами исполняются доходы по Вурнарскому (82,7% к годовому прогнозу), Комсомольскому (86,8%), Чебоксарскому (81,1%), Шемуршинскому (84,1%) районам, городам Канаш (94,5%), Новочебоксарск (84,3%). Не удовлетворительно собираются доходы в Канашском (66,6%), Красноармейском (65,7%), Марпосадском (69,9%), Урмарском (66,3%), Шумерлинском (64,7%), Янтиковском (67,1%) районах.

Меры по собираемости налогов обеспечили заметное снижение недоимок во все уровни бюджетов.

(Слайд 5. Изменение недоимки по налоговым платежам во все уровни бюджетов за 9 месяцев 2002 года.)

В целом в сравнении с началом года они снизились на 65% и составили 117 млн. рублей.

Но не везде есть положительная динамика. Вурнарский и Ядринский районы резко в невыгодном свете отличаются от других.

В условиях положительной динамики поступления доходов как за счет собственных доходов, так и за счет финансовой помощи из федерального бюджета, Правительство Чувашии вело более рациональную долговую политику. Дефицит бюджета по состоянию на 1 октября т.г. составил всего 128 млн. рублей (против как по закону 276 млн. рублей).

Министерство финансов России зарегистрировало ценные бумаги Чувашской Республики всего на 254 млн. рублей, жилищные и купонные облигации, из них почти на 75% они размещены среди инвесторов.

(Слайд 6. Сведения о выпуске и размещении ценных бумаг Чувашской Республики по состоянию на 1 октября 2002 года.)

Следует отметить, что не все органы местного самоуправления используют возможности увеличения доходов местных бюджетов. Я уж не говорю о выпуске ценных бумаг для развития, здесь нужен, может быть, более высокий профессионализм. Говорю о приземленных в буквальном смысле вещах.

(Слайд 7. Поступление арендной платы за землю в бюджетную систему Российской Федерации за 9 месяцев 2002 года.)

Сегодня в более полной мере свои законные основания для извлечения доходов от использования земельных ресурсов использует г. Чебоксары, где выше всех взимается арендная плата за землю в расчете на единицу земельных угодий. Далее идут, и то со значительным прогрессирующим отставанием, города Новочебоксарск, Шумерля, Канаш, Алатырь. А если посмотреть с “хвоста”, то представляется, что в Яльчикском, Ибресинском, Аликовском, Красночетайском и т.д. земля вовсе ничего не стоит. Но ведь у Аликовского и Красночетайского районов трансфертами расходы покрываются на более чем 85%. Есть о чем подумать.

Далее. Есть исконно местный налог – на имущество физических лиц. Сегодня создалась такая ситуация, что многие объекты недвижимости (строения: дома, коттеджи, бани) не учтены налоговыми органами для налогообложения.

(Слайд 8. Объекты, находящиеся в собственности граждан, не имеющие инвентаризационой оценки.)

Налоговые органы ссылаются на органы БТИ, что они не определяют инвентаризационную стоимость этих объектов, те в свою очередь на частных владельцев, что они к ним не обращаются с вопросами оценки имущества, главы местных администраций почивают на трансфертах. В общей сложности местные бюджеты на этом теряют по очень минимальным оценкам ежегодно порядка 40 млн. рублей. С этим вопросом, мягко говоря, предстоит самым серьезным образом заняться налоговым органам, органам местного самоуправления и куратору жилкомхоза – республиканскому министерству.

(Слайд 9. Поступило налогов на совокупный доход от субъектов малого предпринимательства в бюджетную систему Российской федерации за 9 месяцев 2002 года.)

Смотрите, как по ранжиру выстраиваются районы и города по доходам от малого бизнеса, т.е. можно сказать по развитию предпринимательства. Г.Чебоксары на душу населения собирает от малого бизнеса 197,7 рублей, г. Алатырь наполовину меньше. Батыревский район собирает 52,6 рублей, Красноармейский район – 12,5 рублей.

Всем известно, что районы и города, особенно на селе, не могут привлечь серьезных инвесторов, чтобы там построили, скажем, какой-нибудь тракторный завод. А то, что лежит под ногами, не используется.

(Слайд 10. Исполнение консолидированного бюджета Чувашской Республики по расходам за 9 месяцев 2002 года.)

Консолидированный бюджет Чувашской Республики за истекший период 2002 года по расходной части исполнен на 6 499,4 млн. рублей, или 70,9% к плановым назначениям, республиканский бюджет Чувашской Республики соответственно 5 205,1 млн. рублей, или 72,8%.

А структура расходов свидетельствует о том, что основная доля средств бюджета использована на социально-культурную сферу (51,69%), строительство –25,58%.

(Слайд 11. Структура расходов консолидированного бюджета Чувашии на 1 октября 2002 года.)

Приоритетно осуществляется финансирование социально-культурной сферы. За 9 месяцев 2002 года на содержание учреждений социально-культурной сферы республики направлено 3 359,3 тыс. рублей, или 71, 6% годовых назначений, в том числе по разделам:

    • “Образование” – 1 558,2 тыс. рублей, или 71,7%;

    • “Культура, искусство, кинематография” – 164,8 тыс. рублей. Или 70,4%;

    • “Здравоохранение, физическая культура и спорт” – 992,8 тыс. рублей, или 72,3%;

    • “Социальная политика” – 628,0 тыс. рублей, или 70,7%.

Высокими темпами осуществляется финансирование работ по развитию общественной инфраструктуры: по газификации, строительству социального жилья, дорог, общеобразовательных школ. За 9 месяцев т.г. лимиты по капитальному строительству профинансированы почти на 82,9%.

В республике в основном достигнута сбалансированность ресурсов и обязательств. Для сравнения, не везде гладко в других регионах России, где своевременно не выплачивается зарплата работникам бюджетной сферы.

(Слайд 12. Сведения о кредиторской задолженности по заработной плате.)

Республиканский бюджет сегодня не имеет просроченной кредиторской задолженности ни по одной позиции.

Но вместе с тем, не все органы местного самоуправления смогли отличиться этим, хотя постановлением КМ Чувашии от 20 декабря прошлого года о мерах по реализации закона о бюджете на 2002 год было рекомендовано ликвидировать все долги местных бюджетов. Для этого республиканский бюджет в течение последних лет выделял, кроме трансфертов и фонда субвенций и субсидий, дополнительные средства им в огромных размерах.

(Слайд 13. Сведения о дополнительной помощи местным бюджетам на урегулирование кредиторской задолженности по энергоресурсам за 2001 год и за 9 месяцев 2002 года.)

Только за 2001 год и 9 месяцев т.г. на урегулирование задолженности за потребленные энергоресурсы выделено 564,9 млн. рублей.

Некоторые органы местного самоуправления неплохо использовали эти ресурсы и свои усилия, н-р, Батыревский, Комсомольский, Красноармейский, Чебоксарский, Шемуршинский районы полностью ликвидировали долги по своим кровным муниципальным обязательствам. Вурнарский, Ядринский, Яльчикский районы плотно приблизились к этому.

(Слайд 14. Сведения об изменении кредиторской задолженности местных бюджетов с 1 января по 1 октября 2002 года.)

Но г.Новочебоксарск увеличил долги в 2 раза, г.Чебоксары на 10%, почти на прежнем уровне долги у Алатырского района, городов Алатырь и Шумерля.

Вот такой уровень прозрачности местных бюджетов, уровень финансового менеджмента, уровень умения ставить ограничения и уровень ответственности в проведении бюджетной политики.

(Слайд 15. Сведения о состоянии задолженности местных бюджетов за потребленные энергоресурсы.)

Прошу обратить внимание конкретно на задолженность за потребленные энергоресурсы местных бюджетов.

Конечно, много факторов, влияющих на уровень управления или государством, или муниципалитетом.

В настоящее время федеральным центром подготовлен законопроект о местном самоуправлении, что можно оценить как важный шаг к подлинному развитию местного самоуправления. Каждое поселение наделяется собственными налоговыми источниками, своим собственным бюджетом, будет иметь право на получение дотаций на выравнивание. Полная самостоятельность и ответственность. Нам предстоит сформировать эту систему.

А теперь смотрите такой фрагмент – сведения об остатках на счетах местных бюджетов на 1 октября 2002 года.

(Слайд 16. Остатки на счетах местных бюджетов на 01.10.2002.)

В г. Шумерля неиспользованные сверхнормативные остатки составляют в 6,5 раза выше нормы, это 11 млн. рублей, в г. Канаш – 4 раза и т.д., см. на слайд. Если вернемся назад, в г. Шумерля “кредиторка” в сумме 5 млн. рублей не уменьшилась в сравнении с началом года. Чего не хватает, только не денег! Так вот.

Комитет по АПК Госсовета решительно настроен на увеличение ассигнований на сельское хозяйство, как будто невдомек, что главнейшее направление поддержки села – это развитие инфраструктуры на селе, чтобы можно было работать не в грязи. Вместе с тем, расходы, предусмотренные на господдержку сельского хозяйства, сегодня своевременно не осваиваются.

(Слайд 17. Данные об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 9 месяцев 2002 года по разделу “Сельское хозяйство и рыболовство”.)

Племенное животноводство – 67%, коренное улучшение земель – 67%, поддержка крестьянских хозяйств – 37% и т.д. Комментарии, наверное, излишни.

Следует сказать, что Правительство республики всегда идет на поддержку села, смотрите проект бюджета на следующий год, насколько вырастают объемы инвестиций в газификацию населенных пунктов, строительство дорог. В настоящее время подготовлен законопроект, списывающий долги сельхозтоваропроизводителей по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, а также товарным кредитам 1995 и 1996 годов на более 300000 тыс. рублей.

(Слайд 18. Данные об освоении средств республиканского бюджета Чувашской Республики за 9 месяцев 2002 года по коренному улучшению земель.)

Вот можно посмотреть данные, как осваиваются на местах средства, отпускаемые Правительством республики на улучшение плодородия почв.

Чувашия реально продвинулась в реформе межбюджетных отношений внутри республики.

Разграничение сфер финансовой ответственности между Правительством Чувашской Республики и органами местного самоуправления приносит свои плоды, социальные трансферты выплачиваются своевременно.

Финансовая помощь на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований оказывается по законодательно закрепленной единой и стабильной формуле и тоже своевременно и в полном объеме.

(Слайд 19. Сведения о перечислении трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности из республиканского бюджета Чувашской Республики за 9 месяцев 2002 года.)

Все федеральные мандаты, около 3 десятков законов, финансируются целевым назначением из Фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета, от закона о ветеранах вплоть до таких, как обеспечение дровами сельских учителей по решению Совета народных комиссаров 1930 года. Муниципалитет финансирует исключительно расходы, отнесенные к нему Бюджетным кодексом.

Таким образом реализуется равенство в национальных жизненных стандартах и равный доступ граждан к общественным услугам и льготам. Люди давно уже привыкли к своевременности таких выплат и все считают, иначе быть не может.

(Слайд 20. Сведения о перечислении средств Фонда субвенций и субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики за 9 месяцев 2002 года.)

Причем надо сказать, что это сопровождается созданием современных условий оказания бюджетных услуг, направленных на повышение прежде всего их качества, рационализацию расходов.

К примеру, в республике реализуется Президентская программа “Новая школа”. Реализуется около десятка международных и федеральных проектов, направленных на качество образования.

Проводится реструктуризация сельских школ, создаются крупные сельские образовательные центры (базовые школы) с хорошей современной материальной базой.

Реализуется система “Школьный автобус”, в этом году уже закуплено более 70 спецавтобусов для перевозки школьников.

В текущем году успешно проведена летняя оздоровительная кампания детей и молодежи, отпускная кампания педагогов.

Одним из направлений реформирования здравоохранения является создание “института” врача общей практики. На сегодня открыто 73 офиса, всего планируется 250. Это позволило реорганизовать стационары, сократить коечный фонд, интенсифицировать диагностический и лечебные процессы, снизить длительность пребывания в стационаре. Сэкономленные ресурсы направляются на дальнейшее развитие первичного звена и профилактику.

Все это позволяет более рационально и эффективно использовать имеющиеся ресурсы для инвестиций в человеческий капитал.

Причем надо сказать, что размещение социальных объектов осуществляется строго по схемам градостроительного планирования, кстати, Чувашия – почти единственный регион, имеющий такую документацию, и это позволяет намного рациональней использовать ресурсы республики.

Налажена эффективная система управления государственными ресурсами, что позволяет лучше осуществлять открытые и справедливые отношения между государством и обществом. Перевод бюджетов на собственное казначейское исполнение обеспечивает четкий контроль за использованием бюджетных денег.

(Слайд 21. Казначейство.)

По состоянию на 1 октября 2002 года в Управлении казначейства и финансовых отделах Министерства финансов Чувашской Республики открыто 564 лицевых счета.

С 1 января т.г. внедрена казначейская система исполнения местных бюджетов с открытием более 3 тыс. лицевых счетов получателей средств местных бюджетов.

Причем независимо от местонахождения бюджетополучателей операции осуществляются с единого балансового счета, открытого Министерству финансов Чувашской Республики в ГРКЦ национального банка Чувашской Республики.

В результате проделанной работы выполнен основополагающий принцип Бюджетного кодекса РФ, принцип единства кассы, который обеспечивает сокращение времени прохождения денег до каждого бюджетополучателя и рационализацию использования средств казны в максимальных значениях.

(Слайд 22. Информация о состоянии работы по юридическому анализу госконтрактов (договоров) за 2001 год и 9 месяцев 2002 года.

Следует отметить повышение качества заключаемых договоров на поставку товаров в счет госнужд. Если в 2001 году из-за противоречий законодательству было возвращено четверть договоров, то за 9 месяцев т.г. их количество составило только 7,2%.

(Слайд 23. Сведения о закупках на конкурсной основе.)

Правилом стало соблюдение реальной конкурсности при осуществлении государственных закупок товаров и услуг. Более 90% закупок осуществляется через тендер.

(Слайд 24. Сведения о финансовом контроле, проводимом Министерством финансов Чувашской Республики.)

За истекший период т.г. Министерством финансов Чувашской Республики усилена работа по укреплению государственной финансовой дисциплины в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Для повышения эффективности финансового контроля указанная работа осуществлялась во взаимодействии с КРУ МФ РФ в Чувашской Республике на основании Соглашения между Министерством финансов Чувашской Республики и Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации в Чувашской Республике от 06.01.2000, и другими контролирующими органами, отраслевыми министерствами и ведомствами.

В ходе проверок особое внимание уделялось целевому использованию бюджетных средств, оценке эффективности деятельности учреждений и организаций, контролю за сохранностью денежных и материальных ресурсов.

За указанный период Министерством финансов Чувашской Республики с привлечением специалистов других вышеуказанных органов произведено 73 проверки.

Указанными проверками выявлены различные финансовые нарушения на общую сумму 26 659,8 тыс. рублей, из них нецелевое использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики составило в сумме 13 962,7 тыс. рублей. По результатам указанных проверок возмещены необоснованно произведенные расходы путем восстановления средств в бюджет и взыскания с виновных лиц в сумме 15 641,9 тыс. рублей.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика